Следствие о захвате заложников в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года приостановлено решением прокуратуры. По официальной версии, основанием для этого стала невозможность найти обвиняемых. Пострадавшие же от теракта убеждены, что поиск обвиняемых - удобный повод отказаться от расследования сложного дела.

Как сообщает радио "Свобода", известие о том, что следствие приостановлено в связи с неустановлением места нахождения обвиняемых Герихана Дудаева и Хасана Закаева, которые объявлены в розыск, возмутило потерпевших, ведь теперь шансы на то, что суд даст оценку делу о теракте на Дубровке, сводятся к минимуму.

"Они пытаются закрыть нам рот, потому что мы теперь не имеем права подавать никаких ходатайств, обращаться в прокуратуру с жалобами, просьбами и так далее, - говорит сопредседатель региональной общественной организации содействию защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост" Татьяна Карпова. - Следствие приостановлено и, следовательно, приостановлена работа вообще. То, что они объявили якобы поиск новых террористов, которых подозревают в участии в теракте, - естественно, отговорка. Наверное, прокуратура будет сидеть и ждать, что кто-нибудь из нас будет заниматься этим розыском. Но они искать не будут - нам это ясно как белый день. Безумно тяжело осознавать, что у нас в стране ничего не хотят делать для раскрытия такого жуткого преступления".

Потерпевших возмутило и то, что о приостановлении расследования они узнали совершенно случайно, хотя соответствующее постановление датировано 19 мая.

"Наши ребята пришли в прокуратуру и там это узнали, - продолжает Т.Карпова. - Стали требовать объяснений, но объяснений очень долго не давали. И с 19-го числа мы официальных бумаг не получали, хотя у них указано, что нам разосланы уведомления, которые мы можем обжаловать в соответствующем порядке. Мы теперь думаем, что они сделали специально, чтобы мы в процессуальные сроки не успели подать обжалование. Наши адвокаты сейчас готовят документы, мы будем обжаловать новое постановление через судебные инстанции и требовать его отмены".

По словам Т.Карповой, практически потеряв надежду на то, что дело "Норд-Оста" дойдет до российского суда, потерпевшие ожидают решения Европейского суда по правам человека, а кроме того намерены добиваться привлечения к уголовной ответственности чиновников, отдававших распоряжение о проведении штурма театрального центра: "У нас действительно начинается война. 27 июня мы ждем ответа правительства Страсбургскому суду. Вопросы правительству заданы очень категорично. Посмотрим, что они там ответят. Конечно, копии документов обязаны прислать и нам, как потерпевшим. Поэтому есть надежда, что мы, наконец, узнаем ответы на те вопросы, которые нас волнуют четыре с половиной года. В частности, какой был газ, нужна ли была штурмовая операция, можно ли было эту конфликтную ситуацию решить с помощью переговоров. И последнее: у нас готов пакет документов, мы начинаем очень серьезный процесс. Мы будем требовать ответа и наказания по Уголовному кодексу по статье "халатность" для очень известных чиновников, очень крупных лиц России. Думаю, судебный процесс обязательно должен иметь место. Если нет, то копии бумаг мы опять отошлем в Страсбургский суд. Потому что наши права нарушаются везде и всюду: виновных нет, ни один чиновник в России не наказан. Они должны быть наказаны, иначе будут продолжаться такие же теракты, как в "Норд-Осте" и в Беслане".

Напомним, в октябре во время штурма здания театрального центра на Дубровке, в котором удерживалось более 900 заложников, погибли 130 человек, пострадали более 700.