"В зависимости от ваших симпатий, образования и исторического опыта гигантский бронзовый солдат советской эпохи, который находится в Таллине, может символизировать для вас как освобождение столицы Эстонии от фашизма, так и изображать приход от одной оккупации к другой. Так же, как и церковь Святого Кирилла в столице Украины Киеве для некоторых является драгоценным символом легендарного средневекового княжества Киевской Руси, из которого вышли Украина и Россия, а для других - простом музеем, который нуждается в реконструкции. Однако, это не споры историков, поскольку парламент Эстонии вызвал гнев России своим новым Законом о военных захоронениях, согласно которому бронзовый памятник советскому солдату должен быть перемещен за город", - пишет британское издание "The Economist".

"Это достойно испанской инквизиции с ее разрушением текстов и памятников исторического наследия", – говорит Вячеслав Никонов. А Михаил Маргелов, другой "тяжеловес" от международной политики, призывает приостановить дипломатические отношения с Эстонией.

В статье говорится, что "столкновение культур имело место в связи с церковью Святого Кирилла, которая контролируется Украинской православной церковью Московского патриархата, неразрывно связанной с Россией". "Украинцы обеспокоены возможным началом работ по реконструкции интерьера, украшенного уникальными фресками, изображающими жизнь святого. Они опасаются, что религиозное и культурное наследие страны покупает, отнимает или разрушает северный сосед. Они подозревают, что представители консервативного религиозного сообщества России хотят унизить Украину как соперника, который претендует на духовное и историческое наследие Киевской Руси", - пишет издание.

Однако, отмечает газета, даже учитывая разные обстоятельства, надо следовать общему правилу, "особенно когда речь идет о древнем и хрупком, первоначально это надо изучить". "Тяжело поверить, но, по словам одного ученого, интерьер церкви Святого Кирилла не был даже тщательно сфотографирован и зарегистрирован в каталогах. Тем более, если учитывать, что это происходит в стране, где сохранилось мало средневековых памятников и икон византийского периода", - говорится в тексте материала.

"Спор же о бронзовом солдате в Эстонии более банален и в то же время затрагивает за живое, - пишет "The Economist". - В основном он был инициирован Партией реформ, которая входит в правящую коалицию и хочет на патриотизме набрать побольше очков накануне мартовских парламентских выборов".

"В каком-то смысле они добились успеха. Но трудно утверждать, что Эстония нуждается в таком споре именно сейчас, а еще труднее оправдать немногословные дипломатические объяснения, которые Эстония предлагает другим государствам. Большинство западных стран согласны, что военные захоронения, если это возможно, должны быть деполитизированы, хотя даже здесь возможны дискуссии", - подытожила британская газета.