Вечеринка была в Косово, а похмелье будет во всем мире
В эти выходные бары и рестораны Приштины были переполнены. Неубедительные доводы, что независимое Косово станет первым исламским государством в Европе, похоже, оказались клеветническими. Косово никогда не относилось к религии слишком серьезно, так было и в эти выходные, когда празднование независимости превратилось в пьяную оргию на радужном фоне флагов Албании и других стран. Ни одна мусульманская страна мира не может похвастаться таким прозападным рвением, как у косовских албанцев. Косовары знают, кому они обязаны своей независимостью, и спустя девять лет после того, как натовская кампания открыла им путь к независимости, их благодарность все так же велика. Об этом пишет в понедельник влиятельная лондонская газета деловых кругов "The Times".
"Вся Приштина увешана плакатами с надписью "Спасибо" и названиями стран - главным образом, Великобритании, Германии и США, - настоявших на интервенции НАТО, позволившей в 1999 году изгнать сербские войска из Косово. И как раз этим странам придется бороться с всемирным похмельем еще долго после того, как косовские албанцы завалятся домой в обнимку со своей наградой - независимостью", - цитирует слова издания "InoPressa".
"Настойчивые заявления Сербии о том, что отделение приведет к "катастрофе неизмеримых масштабов", возможно, преувеличены, но российское поигрывание мускулами на стороне Белграда лишь подливает масла в огонь напряженности с Западом по всем вопросам, начиная с поставок газа и противоракетной обороны и заканчивая обвинениями в адрес Кремля в причастности к убийствам диссидентов за границей. Европа не может похвастаться единством в косовском вопросе, несмотря на то, что миссия ЕС должна сменить ооновскую администрацию в Косово. Если Британия, Франция, Германия и Италия возглавят список признавших независимое Косово, то Греция, Испания, Словения и Болгария воздержатся, опасаясь, что этот шаг придаст смелости их собственным сепаратистским территориям. Кипр, боясь создать прецедент для одностороннего отделения своей северной части, оккупированной Турцией, вероятно, никогда не признает новое европейское государство", - пишет газета.
"Не признает его - без согласия России - и ООН. Российская позиция по Косово в большей мере объясняется не поддержкой Сербии, а стремлением России удержать собственные сепаратистские территории. С точки зрения права позиция России более последовательна. Официально США и ЕС настаивают на независимости Косово на основании спорного прочтения резолюции ООН, положившей конец войне со Слободаном Милошевичем. По резолюции в Косово было введено правление ООН с целью поиска "политического решения косовского кризиса" без уточнения, каким именно должно быть это решение. Аргументы России гораздо очевиднее: учитывая, что Сербия не согласилась на отделение Косово и нет резолюции Совбеза, обязывающей ее дать такое согласие, независимость противоречит международному праву. Аргументы обеих сторон имеют вес в отсутствие международно-признанного стандарта независимости", - пишет издание.
"Все это относится скорее не к самому Косово, а к прецеденту, им создаваемому. Как напомнил в пятницу Совбезу представитель США, это зверства Милошевича, а не посягательства на сербский суверенитет подтолкнули Запад к тому, чтобы положить конец правлению Белграда в Косово. Вариантов действия у России не так уж много. Но это гораздо более решительная Россия, чем девять лет назад, хотя даже та, прежняя Россия не смирилась с оскорбительным вторжением НАТО. Один из часто забываемых эпизодов той войны – трехдневное противостояние с НАТО после того, как российские войска, стремившиеся к разделу Косово, захватили аэропорт Приштины. Конечно, никто не ждет, что колонны российских танков появятся сегодня в Приштине. Но невозможно не обращать внимания на российскую риторику. Когда командование НАТО осознало, что на кону – целостность Косово, оно приказало блокировать аэропорт, чтобы не дать садиться российским самолетам. Генерал сэр Майкл Джексон отказался выполнить приказ. Ставки выше, чем будущая маленькая балканская страна, сказал он. "Сэр, я не стану ради вас начинать третью мировую войну", - говорится в тексте материала.