По подозрению в "нелегальной торговле ураном" власти Демократической республики Конго (ДРК) арестовали Фортуната Луму, гендиректора по вопросам атомной энергии при конголезском министерстве научных исследований, а также одного из его ближайших помощников.

Как передает РИА "Новости", генерального прокурор страны Мукенди указал на то, что их обоих обвиняют "в незаконном производстве и продаже определенного количества урана". В то же время генпрокурор отказался сообщить какие-либо данные об объеме проданного урана и потенциального покупателя, поскольку такая информация, по его словам, служит составной частью проводимого расследования.

Между тем, столичная газета "Фар" сообщив в среду об аресте двух должностных лиц в системе атомной энергетики ДРК, отметила, что их задержание последовало за исчезновением из атомного научно-исследовательского центра Киншасы 100 брусков урана-238. Этот центр на территории университетского городка, по данным агентства Рейтер, располагает небольшим бездействующим исследовательским ядерным реактором.

В ноябре прошлого года на Западе стали распространяться подозрения, что страны, "стремящиеся заполучить ядерное оружие, включая Иран", могли воспользоваться плохой системой безопасности в ДРК, чтобы получить доступ к урану конголезского происхождения. Тегеран, со своей стороны, категорически отрицал, что получал уран из ДРК.

В прошлом столетии рудник Шинколобве сыграл историческую роль. Добытый в его недрах высококачественный уран Соединенные Штаты в рамках "Манхэттэнского проекта" использовали для создания двух атомных бомб, сброшенных в 1945 году на японские города Хиросима и Нагасаки.

Когда Конго предоставили независимость в 1960 году, бывшая метрополия - Бельгия запечатала шахты, залив их бетоном. На момент закрытия рудника добыча урана в Конго составляла 60% его производства в мире.

Несмотря на полную ликвидацию разработок и предоставление МАГАТЭ возможности проводить там внезапные инспекции, в западных дипломатических и разведывательных кругах неоднократно высказывались опасения относительно надежности существующей защиты рудника, что, по их мнению, может позволять продолжать добычу урана в обход запретов.