Надо ли вводить квоты на радио: мнение музыкантов
Фото: mincult.kmu.gov.ua

На радиостанциях могут появиться квоты для песен украинских исполнителей. Соответствующий законопроект зарегистрировали народные депутаты четырех фракций. Они предлагают, чтобы минимум 50% объема ежесуточного вещания составляли песни украинских исполнителей. А 75% (37,5% от общего объема) из этой половины должны звучать на украинском языке.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, события последних лет прямо указывают на связь между объемом использования украинского языка в публичном пространстве и уровнем сепаратистских настроений населения, восприятие им информационных атак и манипуляций со стороны России. Особенно важным, по мнению авторов законопроекта, является распространение украинского языка в эфире музыкальных радиостанции, поскольку их аудиторией является преимущественно молодежь.

Инициативу поддержал министр культуры Вячеслав Кириленко, который провел совещание по вопросам внедрения механизмов увеличения доли песен на украинском языке в радиоэфире. По мнению министра, украинским исполнителям очень тяжело пробиться в эфиры FM-станций, поэтому он ищет выход из сложившейся ситуации. Наиболее оптимальным решением Кириленко видит как раз принятие вышеупомянутого законопроекта.

Что в этом всем хорошего и что плохого - разбиралась ЛІГА.net.

"Вопрос надо решать мудро и комплексно"

Ведущая утренней передачи на Radio Roks Соня Сотник говорит, что не против самого принципа квотирования, ведь и так действует квота на 50% украинской музыки. Однако бездумное квотирование, по ее словам, лишь навредит индустрии: "Этот закон не учитывает узкоформатные (нишевые) станции - танцевальные или играющие лаундж, релакс, где мало песен со словами. Инструментальная музыка не входит в эту квоту. Также не входит в квоту песня, которая спета иностранцами на украинском языке".

В комментарии ЛІГА.net она привела пример того, как данный закон навредит работе ее радиостанции. Radio Roks создавалась, как станция для мужчин, которые любят классическую рок-музыку 1970-1980-х годов. 50% квоту они преодолевали с помощью украинских групп, которые играют классический хард-рок на английском языке, мэтров украинского рока и качественных молодых украинских музыкантов.

Сотник убеждена, что после ввода новой квоты, для музыкантов, которые поют рок на английском, наступят трудные времена. "Им останется 12,5%. Или, чтобы не забирать их из эфира нам нужно избавиться от части западных рок-хитов, нашей основы формата, ради которых нас слушают и это просто будет другая радиостанция", - говорит она.

Радиоведущая считает, что при таком законе никто не рискнет создать джазовую станцию или станцию классической музыки. Она подчеркивает, что Radio Roks поддерживает украинскую музыку, но они просят, чтобы в закон были внесены уточнения для нишевых станций и различных форматов.

Только квотированием радио проблему поддержки украинской музыки решить невозможно, считает Сотник, но отмечает, что в этом плане есть разумные предложения.

"Можно сделать преференции для тех, кто рискует и ставит молодых музыкантов, или играет исключительно украинскую музыку. Хотелось бы видеть какие-то движения в направлении усовершенствования законов об авторских правах, в сторону поддержки молодых исполнителей (конкурсы, льготы на аренду залов, фестивали, студии звукозаписи). Вопрос надо решать мудро и комплексно. И не делать врагов из работников радио и артистов", - считает она.

"Они хотят заменить чужое дерьмо на свое"

На совещании министра культура его позицию поддержали несколько украинских музыкантов - Антин Мухарский (Орест Лютый), Александр Ярмола (Гайдамаки), Владимир Шерстюк (Козак Систем), Тарас Компаниченко (Хорея казацкая), Сашко Лирник, Евгений Романенко (Тарута).

К примеру, Мухарский называет украинский язык единственным маркером украинства. Других, по его словам, не существует. "Поэтому просто необходима поддержка государства по введению квоты 37,5% для украиноязычного музыкального продукта", - заявил он.

Ряд других украинских музыкантов выступили с заявлением, в котором осудили инициативу квотирования. Они призвали ее авторов пересмотреть свою позицию и отозвать данный законопроект из парламента. Под этим заявлением подписалось более полусотни артистов, среди которых - Руслана, Андрей Хливнюк (Бумбокс), Джамала, Дмитрий Шуров (Pianoбой), The Hardkiss.

"Пчелы против меда. Неправильно, когда украинские музыканты выступают против украинской музыки", - прокомментировал ЛІГА.net один из авторов законопроекта, депутат из фракции Народной фронт Олег Медуница.

По его словам, квоты необходимы для того, чтобы было больше украинской музыки. Благодаря законопроекту, говорит депутат, исполнители начнут массово создавать украинскую музыку.

Гитарист молодой киевской инди-рок группы 5 Vymir Константин Почтар рассказал ЛІГА.net, что государство должно поддерживать собственный культурный продукт, но у него есть сомнения, что министр Кириленко разбирается в современной украинской музыке. "Проблема в том, что в стране у людей нет вкуса и их надо приучать к прекрасному с детства - не запретами, а предоставлением информации", - говорит музыкант.

Он отмечает, что если посмотреть на лайн-апы концертов, которые проходят под патронатом Министерства культуры, то закон хотят принять именно для этих исполнителей. Почтар считает, что после введения квот радиостанции будут продолжать ставить примитивную музыку, только уже отечественную, а не зарубежную. "То есть, просто заменят чужое дерьмо на свое. Проблемы это не решит", - считает Почтар.

Вокалистка группы Крихітка Александра Кольцова говорит, что инициатива выглядит неуклюже, хотя и несет в себе якобы добрые намерения - сделать радиопространство менее колониальным.

По ее мнению, радиостанции уже давно игнорируют местную музыкальную общественность, авторский пул и слушателя: "Украинские артисты собирают полные залы, но если при зале в 300 человек в Нью-Йорке - ты звезда местной сцены, то в Украине радио умудряется игнорировать артистов, которые собирают тысячу".

Певица убеждена, что у радиостанций нет привычки ставить свое и они не заинтересованы в развитии локального рынка, не имеют амбиции повышать престиж украинской музыки. "Я думаю, что 30% эфира вполне можно заполнить приличным продуктом, сделанным в Украине без потери лояльности слушателя", - говорит Кольцова.

"Жаловаться на ущемление значительно легче, чем писать хорошие песни"

Чтобы понять, где хорошая современная украинская музыка, а где плохая и вторичная - достаточно поместить ее в контекст мировой культуры, считает создатель музыкального издания Comma Сергей Кейн. Он уверяет, что программные директора радиостанций будут сопротивляться таким инновациям, однако это не остановит Кириленко и его последователей, и "они придумают еще какой-нибудь фарс".

"В мире масса невероятной разножанровой музыки, а нас хотят дальше насиловать Олегом Винником и Виктором Павликом с их аншлагами во Дворце Украина и погружать с головой в аграрный рок, в котором играют Мандри и Mad Heads - кстати, ярые борцы за квоты - ведь именно им в случае квотирования откроется путь к основным радиостанциям", - говорит Кейн.

Он считает, что в Украине появляется все больше достойного творчества, но его все равно мало, поэтому и опасается, что в результате принятия законопроекта мейнстримовые станции станут похожими друг на друга, а нишевые, вроде Lounge FM, можно сразу похоронить. "Океан Эльзы, Бумбокс, Джамала, ONUKA - им не нужны квоты, чтобы звучать на радио и собирать полные залы. А жаловаться на ущемление значительно легче, чем писать хорошие песни", - добавляет он.

Основатель блога про новую украинскую музыку LiRoom Алексей Бондаренко говорит, что квотирование возможно, но оно должно быть продуманным и базироваться на иных принципах: "Лучше бы здесь сработали не запреты, а стимулирование и поддержка. Например вместо квот - налоговые льготы для радиостанций, увеличивающих процент украинских исполнителей или песен на украинском языке".

Он приводит в пример опыт Беларуси, где подобная инициатива практически убила музыкальный рынок. Топовые исполнители были затасканы по радиостанциям, а молодежь так и не сумела выбраться из андеграунда.

Украинской музыки появляется все больше, говорит эксперт, и она уже начинает заполнять некоторые радиоэфиры - в основном интернет-станций. "Но, во-первых, значительная часть украинской музыки пишется на английском и русском языках. Во-вторых, есть проблема с жанровым разнообразием. Если посмотреть список украинских песен, который предлагает Минкульт, то можно убедиться в том, что во всех жанрах, кроме "попа" и "рока" песен очень немного", - считает Бондаренко.

Больше свободы в выборы артистов имеет онлайн-радио, однако они еще не добрались до массового слушателя. "Хоть и живем бедно, но свободно и играем всех. И так, как музыканты того заслуживают, и плевать, откуда кто родом. Талант - определитель", - кратко комментирует инициативу квотирования соосновательница Радио Аристократы Валерия Чачибая.

На данный момент законопроект находится на рассмотрении в парламентских комитетах.

Алексей Симончук
для ЛІГА.net

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.