Евгений Червоненко: Заявление Госфининспекции о миллионах - заказ
Сегодня стало известно, что Государственная финансовая инспекция Украины направила в прокуратуру материалы о незаконном списании 6,5 млн.грн. госкомпанией Украина-Вселенная в пользу фирмы Червоненко рейсинг. Это компания бывшего члена команды Виктора Ющенко, экс-министра транспорта, экс-губернатора и экс-главы Нацагентства по подготовке к Евро-2012 Евгения Червоненко. В интервью ЛІГАБізнесІнформ политик и создатель Ялта-ралли, пребывающий в отпуске по уходу за ребенком, заявил, что прозвучавшее обвинение - заказ: его фирма, получившая подряд в период подготовки к футбольному чемпионату, выполнила все обязательства. Кроме того, Червоненко рассказал о своих отношениях с семьей президента Януковича и властью в целом, а также поделился мыслями о происходящем в Украине.
- У меня нет желания участвовать в большой политике - ни со стороны власти, ни со стороны оппозиции. Как менеджер я бы мог работать, если президенту и стране понадобятся мои знания. Я был одним из лучших губернаторов страны. Запорожская область вышла с последнего на первое место. Это медицинский факт. Но в политике я не вижу искренности. Со стороны власти - страна на грани технического дефолта, о чем знает весь мир. Со стороны оппозиции - ноль искренности. Оппозиция лишь имитирует борьбу, там какая-то семейная ссора постоянно. Только обычно ссоры происходят без свидетелей, а тут все у людей на глазах.
- Ваша последняя официальная должность - глава департамента авиации МЧС. Чем занимаетесь сегодня?
- Я сознательно не пошел в депутаты, хотя меня убеждали. Я менеджер. Хороший или плохой - не мне судить. Но деньги мне доверяют, евреи в том числе. Я профессиональный автогонщик. Вернулся в гонки через 20 лет перерыва. Лидирую в кубке Европы. Я вице-президент Европейского еврейского конгресса, отвечаю за критический менеджмент и безопасность. Это то, чем я занимался, во время оранжевой революции.
Касательно власти, то мой приход в МЧС был согласован с президентом Виктором Януковичем. Но я ушел в декретный отпуск, когда определенными людьми - не из команды Виктора Балоги (занимал должность министра МЧС, - ред.) - мне предложили поставить подпись на документах по закупке авиатоплива по завышенной цене. При цене керосина ТС-1 13 грн. за литр мне предложили подписаться под закупкой по 30 грн., закатывая глаза: мол, это на партию. Я ответил, что ни в какой партии не состою и подписывать ничего не буду. Чтобы не было скандала, я ушел в декретный отпуск и остаюсь в нем до сих пор. Зарплату от государства я не получаю.
- К вам обращались, чтобы уладить возникший конфликт и вернуть на работу?
- Никто не обращался. Мои знания и 20 лет службы, оказывается, никому не нужны. У нас вообще страна такая: при Викторе Ющенко в приоритете были западенцы, сегодня - уроженцы Донбасса. Профессионализм никого не интересует. Но я горжусь тем, что работал честно и со всех должностей уходил без прокуратуры.
- У меня нет каких-то вопросов с властью. Встречаюсь я с товарищами и друзьями, независимо от политического окраса. Если вы помните, когда после оранжевой революции у некоторых членов нашей команды возникло огромное желание отобрать или заставить поделиться, то я первый выступил перед Ющенко и сказал, что если будет поставлен, например, вопрос о Кучме, то я в камеру пойду вместе с ним, потому что он не допустил крови.
- В 2011 году вы покинули пост президента Автомобильной федерации Украины. Тогда вас сменил Богдан Новицкий. Уже полгода федерацию возглавляет Виктор Янукович-младший. Как он руководит федерацией? Общаетесь, даете ему советы?
- Я предложил очень многое. Но со сменой власти те, кого я вырастил в федерации, стали биться головой о стенки и прислуживать новым лидерам. Я их не осуждаю. Если говорить о комитете ралли, то нас с моим пилотом там просто ненавидят.
- Почему?
- Наверное, потому, что мы все равно едем быстрее всех, в том числе быстрее главы комитета ралли. Я только гонкой и занимаюсь, потому что это прославляет не Червоненко, а страну. Когда было переизбрание главы федерации, я даже не получил в ответ "спасибо". Я ушел сам с перевыборов, потому что кое-какие люди начали угрожать простым спортсменам, которых не пустили на конференцию. Спортсмены все были за меня. В итоге спортсменов не пустили, и я решил уйти сам.
Нынешний чемпионат Украины проходит по тем же алгоритмам, которые я защищал на комитете ралли, будучи президентом. То есть все скопировали, только делаю не я. Я не против! Но Ялта-ралли защищена в английском праве и стоит многим поперек горла, потому что признана в 2011 году международной комиссией лучшим спортивным событием года, опередив даже открытие "Олимпийского" и "Донбасс-Арены". Спросите у Могилева и мэра Ялты, что дает гонка.
- Что можете сказать о сыне президента на посту руководителя федерации?
- Мои советы не востребованы. Я считаю, что они идут своей дорогой. Это их право. Я предложил Виктору Викторовичу Януковичу: если нужно, я заведу его в высшие эшелоны FIA (Международная федерация автоспорта, - ред.) и все передам ему. К Виктору Викторовичу у меня абсолютно позитивное отношение. Недавно распускались слухи, что Ялта-ралли больше не будет. Многие злопыхатели этого очень ждали. Тогда я обратился к Виктору Викторовичу, предложив ему войти в проект. Парень оказался со стержнем и правильными понятиями. Я не общаюсь с ним напрямую, мне передали его ответ: "Ялта-ралли - детище Червоненко. Я не имею права туда входить. Но чем могу - помогу". Это морально. Я очень благодарен.
После нашего контакта Ялта-ралли идет полным ходом. Но, наверное, кому-то это все равно не нравится, формат, который мы делаем в этом году, многим поперек горла. Мы сдаем экзамен, чтобы украинская гонка вошла в мировой приоритет - самый высший. Поверьте, это очень много. Второе - мы делаем фестиваль не меньше, чем Ялта-фест. Третье - это автошоу спортивных и эксклюзивных околоспортивных машин.
Ялта-ралли - это мой ребенок, которого я посвятил стране. Я выступаю за Казахстан, но гражданство у меня украинское.
- Вы - бизнесмен. Можете рассказать о своих активах, какими сферами интересуетесь, куда вкладываете деньги?
- Я не собираюсь рассказывать вам о бизнесе, ассоциированным с моей семьей. Я имею право. Могу только сказать, что я все сделал, чтобы быть неуязвимым от тех или иных заказов. Кому-то я этим не нравлюсь… Например, Тимошенко я очень не нравился на посту. Я был заложником ее войны с Ющенко, когда руководил агентством по Евро. Я могу сказать, что Ялту-ралли финансирую без участия украинского бюджета. Единственный раз, в 2011 году, мне частично помогли. Сегодня это мои деньги, мои отношения в семье, со спонсорами и друзьями. Это мое имя на Западе. Это затратное мероприятие.
- Вы возглавляли Нацагентство по Евро-2012 при Ющенко. Суммы на подготовку к чемпионату все время росли. В итоге государство вложило около 120 млрд.грн., но, по данным Freedom House, около 40 млрд.грн. оказалось в карманах чиновников. Вы согласны с такой оценкой?
- Я не берусь судить. Не следователь. Знаю, что великое счастье в том, что агентством после меня стал руководить Владимир Ковалевский. Это человек, построивший "Донбасс-палас" и "Донбасс-арену" (донецкие гостиница и стадион, которыми владеет компания СКМ миллиардера Рината Ахметова, - ред.). Его каторжный труд спас Евро-2012, но Героя Украины он не получил. Хотя я об этом всех просил.
Когда я был на должности, у меня был конфликт с Васюником (вице-премьером в правительстве Юлии Тимошенко, - ред.), который в своей жизни не построил даже лотка по продаже памперсов. А куда ушли 5 млн. на проект львовского стадиона? Сегодня мы видим, что львовский стадион никому не нужен. Я бился головой об стену, ругался на оргкомитетах. Но Васюник и Тимошенко меня просто убрали. С согласия Ющенко или нет - не хочу даже разбираться. Я чист перед Богом, страной и совестью. За все, что я предлагал по Евро-2012, я отвечу и сейчас.
- В таком случае, что вы можете сказать о претензиях Госфининспекции? По ее данным, госкомпания Украина-Вселенная незаконно списала фирме Червоненко рейсинг под Евро-2012 6,5 млн.грн. Деньги должны были быть платой за размещение видеоматериалов во время трансляции Формулы-1 в прямом эфире Первого национального телеканала. Якобы услуги были "фактически не предоставлены".
- Я могу официально сказать: все - ложь, от начала до конца. Это 100% заказуха. И я найду, кто сделал этот заказ. Я набираю Андреева (главу Госфининспекции Петра Андреева, - ред.), он не берет трубку. Если он верит в Бога - а крестится он так, что рвется рубашка - пусть подумает о себе. А еще о тех контрактах, на которые они закрывают глаза, когда оборудование покупается в 10-20 раз дороже. Но это - эмоции.
Когда писался акт по Украине-Вселенной, мы неоднократно встречались с чиновниками. Начальник киевского КРУ поддержал мою позицию, но кивал, что не может идти против Андреева. Могу сказать, что когда возник этот вопрос, ко мне заходили с предложениями "побеседовать" и "попить кофе". Рассказывали мне о тяжелом финансовом состоянии. Это было год назад.
- Предлагали поделиться?
- Что-то типа этого. В ответ я предложил этим чиновникам самим поделиться своей собственной недвижимостью. Например, в Англии. Ответ, видимо, прозвучал сегодня. Но я думаю, что это заказуха, потому что до Ялта-ралли остался месяц, и подготовка идет огромная.
- Вам не кажется, что вы можете стать новым показательным примером якобы борьбы с коррупцией?
- В нашей стране, наверное, все нужно рассматривать в больнице Павлова. Если есть акт выполненных работ. Если мне перевели деньги, когда работы выполнены. Если все друг другом довольны. Я говорю: есть обвинение - передавайте в прокуратуру. У меня есть международной аудит. Если он не важен - поставьте к столбу. Безусловно, это чей-то заказ.
- Чей?
- Это может быть кто угодно. Я не хочу даже думать о том, кто мог меня заказать. Я сплю по шесть часов, занимаясь подготовкой Ялта-ралли. Все силы уходят туда. Мне не дадут сделать соревнование? Ну так я уеду из страны. Меня с удовольствием примет любая другая. Скажу: извините, все, что мог сделать для страны, сделал. Но, кроме Украины, я не собираюсь нигде жить, у меня нет другого гражданства.
Претензий ко мне быть не может. Я сам защищал очень многих после революции, не дав распустить руки. К примеру, когда бронетранспортеры ездили в офис Ахметова, я встал и сказал: это мой друг, человек, создавший промышленность. Если у вас есть к нему претензии по закону - предъявляйте их по закону. Иначе мы ничем не отличаемся от того, с чем боролись.
- У вас есть во власти друзья, которые сегодня встанут на вашу защиту?
- Думаю, есть. Не встанут - значит, не друзья. У меня есть правило: не верь, не бойся, не проси. Сегодня оно актуально. Я воевать умею. Не разучился. Я стал крепче, чем Червоненко 2003-2004 года, когда разоряли Орлан и делали все остальное. Мое имя знают на Западе и уважают. Я живу по Богу, потому что в любой момент могу расстаться с жизнью из-за гонок. Пару дней назад на Мадейре, когда прорывались в тройку, второй раз проезжая один и тот же скоростной участок, мы не исправили ошибку. Если бы на этом повороте не было бетонного забора, который мы разнесли, мы с вами сейчас не общались бы - за ограждением было 20 метров ущелья и горная река. Но мы продолжили гонку.