Почему за убийства и избиения на Майдане никто не наказан
Спустя год после событий на Майдане дела о преступлениях на Майдане, и, в частности, о расстреле Небесной сотни, несмотря на смену руководства всех силовых ведомств, едва сдвинулись с места. 12 ноября силовики отчитались о расследовании президенту Петру Порошенко. На встрече генпрокурор Виталий Ярема - вслед за своим предшественником Олегом Махницким, сообщил, что расследованию событий мешает то, что в период с 19 по 23 февраля практически во всех правоохранительных структурах была уничтожена большая часть документации, касающейся их деятельности по противодействию протестным акциям. Были сожжены, похищены или повреждены тысячи документов, единиц техники, баз данных. Кроме того, как отмечает Ярема, было вывезено и скрыто значительное количество огнестрельного оружия, находившегося на вооружении спецподразделения "Беркут", из которого могли расстреливать активистов.
Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ выяснил, насколько мнение адвокатов родственников Небесной сотни и экс-беркутовцев о причинах пассивности следователей в столь резонансном деле, отличается от официальной версии ГПУ.
Тарас Гаталяк, адвокат, активист организации Евромайдан SOS:
- Реальных результатов расследования преступлений против протестующих Майдана на сегодняшний день нет - на скамье подсудимых нет никого из заказчиков и, по большому счету, даже исполнителей.
По моему мнению, причиной тому является отсутствие четкой политической воли высшего руководства страны на этот счет. Надеемся, что-то поменяется после встречи 12 ноября, на которой президент заслушал доклады генпрокурора, главы МВД и руководителя СБУ по этому делу. Пока, к сожалению, ни родственники погибших, ни адвокаты не видят личной заинтересованности власти в расследовании этого дела. Конечно, многие доказательства уничтожены, но нужно по крупицам собирать то, что осталось.
Если говорить о конкретных преградах, то в первую очередь - это ненадлежащая организация расследования. В ГПУ до сих пор не создан специальный отдел, который бы занимался исключительно делами, я бы сказал, парамилитарных структур бывшего президента Януковича. Там бы расследовали случаи убийств на Майдане, многочисленные ранения и увечия, нанесенные экс-беркутовцами гражданам Украины в период революции. Это все нужно скоординировать в один специальный следственный отдел. Адвокаты внесли такое предложение властям и отдали лично в руки генпрокурору - надеемся, прокурор нас услышал.
Расследование усложняется еще и тем, что пока не создан единый координационный центр взаимодействия ГПУ, СБУ и МВД.
Ну и третий фактор - сопротивление расследованию со стороны МВД. Де-юре это трудно доказать, но де-факто мы видим, что не уволены бывшие руководители "Беркута", которые давят на своих подчиненных и отказываются свидетельствовать в суде. Мы такое давление наблюдали на судебных заседаниях по Садовнику, проходивших с 25 сентября по 3 октября. Там были скоординированные действия экс-беркутовцев (теперь - специальный полк милиции) с нынешними милиционерами, которые комадовали экс-беркутовцами - расставляли их на этажах суда для моральной поддержки Садовника и давления на суд, свидетелей и всех присутствующих.
Евгения Закревская, адвокат, правозащитник:
- Я бы не ставила основной претензией то, что расследование идет медленно. Я бы говорила об отсутствии созданных возможностей для проведения эффективного расследования. Потому что объективно такое расследование не может идти быстро - там большое количество эпизодов, подозреваемых, свидетелей и так далее.
Но основная причина, почему расследование все-таки не идет настолько эффективно, насколько могло бы - это отсутствие координации между ГПУ, СБУ и МВД, разброс отдельных дел по различным следственным группам и ведомствам. Кроме этого, мешает то, что в силовых структурах фактически не изменена руководящая вертикаль. Особенно это касается подразделения общественной безопасности МВД.
Есть ли в этом умысел? Ну, а как вы думаете - если, например, в МВД или Генпрокуратуре меняется власть, эта власть доподлинно знает, что то или иное подчиненное ему подразделение точно сыграло отрицательную роль в событиях Майдана, начиная с 30 ноября -и ничего не делает? Да, не установлена индивидуальная вина каждого отдельного сотрудника, но в целом их действия известны.
Адвокаты Небесной сотни передали на встрече с Генпрокурором все соответствующие предложения. Трудно сказать пока, насколько мы были услышаны, и вообще странно, что предложения по повышению эффективности следствия исходят от нас, а не от Генпрокуратуры.
Роман Дракус (старшина специального полка милиции, экс-боец львовского "Беркута", свидетель по делу о поджоге базы Беркута во Львове 20 февраля 2014 года):
- Бывшее руководство "Беркута", многие из которых до сих пор остались в системе МВД, по крайней мере, я точно могу говорить это о Львове, делает все для саботирования расследования своих преступлений. В частности, поджог помещения, в котором находился львовский "Беркут", по делу о расследовании которого я прохожу свидетелем, был совершен руководством местного "Беркута". Цель - замести следы преступлений, объявить о том, что в пожаре сгорели все документы и, что не менее важно, оружие, которое просто исчезло в неизвестном направлении. Очень много оружия при помощи этой "операции" было украдено.
Есть подозрения, что это оружие негласно пытались отправить из Львова на киевский Майдан и раздать силовикам и "титушкам". Списали "под шумок" его просто - "сгорело в пожаре или было выкрадено протестующими", которые в те дни атаковали здания силовых ведомств по всей стране, вы помните.
В деле Небесной сотни, мое личное мнение, именно люди из бывшего руководства "Беркута", оставшиеся в МВД, являются основной преградой расследования. Опять же, мое личное мнение - их прикрывает власть. Высшая власть в стране может об этом и не знает, но промежуточные звенья на уровне администраций и управлений ведь тоже в основном со времен Януковича не поменялись. Прокуратура на местах не изменилась - это гнезда саботажа.Читайте также: Расстрел Небесной сотни: как саботируется расследование и суд