Дело Грушевского: суд арестовал бизнес голландца по продаже шин
После 19 января автошины и бензин в Киеве стали товаром, опасным для режима

29 января Шевченковский райсуд рассматривал очередное дело о массовых беспорядках на улице Грушевского в Киеве. 51-летний гражданин Нидерландов, предприниматель Эдуард Петерс был привлечен в качестве свидетеля. Причиной послужил род деятельности - продажа бывших в употреблении автомобильных шин. Она правоохранителям и суду показалась подозрительной - автошины после событий 19 января на Грушевского активно пошли в ход для сооружения баррикад и создания стены из огня и дыма на случай штурма силовиков. Основываясь на этом факте и некой оперативной информации, суд за 10 минут принял решение наложить арест на весь бизнес Петерса: это около 10 тысяч шин, склад, бухгалтерия и офисная техника. Семья бизнесмена подготовила апелляцию, чтобы вернуть бизнес и отвести от Петерса угрозу перевода его из свидетелей в подозреваемые в организации массовых беспорядков.

Редакция ЛІГАБізнесІнформ заинтересовалась подробностями дела. Ведь если следовать логике правоохранителей и суда, то аресту подлежат и строительные магазины, АЗС, и аптеки, где можно купить пластиковые мешки для мусора, каски, генераторы, бензин и маски - все эти товары последние две недели очень востребованы на Грушевского, где продолжается противостояние граждан с силовиками, охраняющими правительственный квартал.

"Неправильный" бизнес

К горящим на Грушевского шинам украинский бизнесмен из Голландии не имеет никакого отношения, уверяет его супруга Валентина Перепелица.

"В Украине мы живем с 2004 года, бизнес по продаже шин у нас с 2009-го, никаких проблем раньше не было. Мой муж живет в Киеве на основании постоянного вида на жительство", - рассказала женщина корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.

В ответ на вопрос об отношении к происходящему в Украине и возможном участии их семьи в акциях протеста Евромайдана, Валентина ответила: "У нас с Эдуардом двое детей: одному почти 3 года, другому - 7 месяцев. Последнее время Эд работал по 11-12 часов в сутки, поскольку он единственный кормилец в семье. К Майдану мы никакого отношения не имеем. Зачем это нужно лично нам, если мой муж и без того гражданин Евросоюза".

Позиция защиты

Эдуард Петерс сейчас проходит по делу о массовых беспорядках на Грушевского в качестве свидетеля, но даже этот статус стал причиной ареста всего бизнеса. По мнению его защитника - адвоката Тараса Лукаша, партнера ЮФ "Салком", говорить сейчас стоит исключительно о том, как вернуть Петерсу незаконно арестованное имущество. Вот что юрист рассказал ЛІГАБізнесІнформ.

О возможных причинах дела: - Согласно тексту определения следственного судьи, в производстве следственного управления ГУМВД Украины в Киеве находится уголовное производство, зарегистрированное по ст.294 УК Украины (массовые беспорядки) в связи с событиями 19 января на улице Грушевского. Полагаю, что в рамках этого производства сотрудники милиции проводили отработку всех субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются реализацией бывших в употреблении шин.

О законности ареста имущества: - В соответствии со ст.170 УПК Украины, арестом имущества является временное лишение подозреваемого, обвиняемого или лиц, которые в силу закона несут гражданскую ответственность за ущерб, причиненный действиями подозреваемого или обвиняемого. Господин Эдуард Петерс был допрошен в качестве свидетеля и указал, что не имеет никакого отношения к противоправным действиям, совершенным на улице Грушевского 19 января.

Принятие решения о наложении ареста на имущество Эдуарда Петерса привело к ограничениям в реализации его права собственности, гарантированного Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод и Конституцией Украины. Также, на наш взгляд, имело место нарушение и ряда процессуальных норм, в частности ст.170 УПК, которая определяет возможность наложения ареста лишь на имущество подозреваемого или обвиняемого.

Если даже кто-либо и приобретал у Эдуарда Петерса шины для осуществления противоправных действий, то изъятию и аресту подлежали исключительно уже реализованные шины, а не те, что находились на складе и использовались для осуществления предпринимательской деятельности.

О перспективах дела: - В соответствии с установленными процессуальными сроками сегодня, 3 февраля, Эдуард Петерс подал в Апелляционный суд Киева жалобу на определение суда о наложении ареста на его имущество. В ходе рассмотрения жалобы суду будут предоставлены все необходимые доводы и аргументы для его отмены.

Посольство поможет

В посольстве королевства Нидерланды ЛІГАБізнесІнформ сообщили, что ознакомлены с ситуацией и помогут гражданину Голландии Петерсу, насколько это возможно для дипломатического ведомства. "Мы будем помогать, однако не хотелось бы конкретизировать для СМИ, в чем и как именно, так как это может навредить делу", - сообщали в посольстве.

По словам супруги бизнесмена Валентины, представитель посольства Нидерландов присутствовал на заседании суда 29 января, после чего голландские дипломаты связались с ней и пообещали, что будут готовить ноту протеста в Министерство иностранных дел Украины о нарушении всех прав, которые могло нарушить украинское правосудие по отношению к ее мужу.

Уже не прецедент

Даже намек на активное участие в Евромайдане грозит гражданам серьезными правовыми последствиями. Так, 27 января Соломенский суд Киева принял решение дать по 30 суток ареста Дмитрию Юрченко и Михаилу Овсиенко. Молодым людям инкриминируют массовые беспорядки на Грушевского. В качестве доказательства - факт перевозки 18 автошин. По мнению правоохранителей, задержавших Юрченко и Овсиенко, шины они везли для того, чтобы жечь на Грушевского. Суд с таким предположением согласился.

21 января милиция задержала оператора "Спильнобачення" Владимир Карагяура и двух волонтеров - исполнительного директора Киевской городской ассоциации работодателей Алексея Маркуся и юриста Владимира Маркуся. Причиной задержания стал факт покупки бензина в канистрах на одной из АЗС. По мнению правоохранителей, бензин должен был попасть на Грушевского для изготовления коктейля Молотова. По словам задержанных, топливо они купили для генератора, от которого заряжается видеокамера.Суд прислушался к правоохранителям и дал два месяца СИЗО. Спустя шесть дней Карагяура отпустили под домашний арест, но уголовное производство не закрыли.

Чем закончится история голландца Петерса и захочет ли он дальше продолжать бизнес в Украине, пока не ясно. По крайней мере, в деле он проходит свидетелем, а не подозреваемым, и может рассчитывать на покровительство влиятельного европейского государства. А еще ему, как и 116 заключенным в СИЗО участникам массовых акций протеста, может помочь выполнение Майданом условий, записанных в принятом властью "законе об амнистии или заложниках" - освободить административные админздания и улицы. В том числе Грушевского, на которой полыхали сотни автошин. Если не освободит, украинской Фемиде предстоит увлекательное занятие - выяснить, были ли среди них шины Петерса.