72 часа: фильм "Джентльмены, удачи!", альбом Рода Стюарта
41 год спустя: в ремейке "Джентльменов удачи" директор детского садика Трошкин и рецидивист Доцент (Евгений Леонов) стали аниматором Трешкиным и убийцей Смайликома (Сергей Безруков). Фото: afisha.ru

КИНО

"Джентльмены, удачи!" (Россия), 95 мин.

Кто: Тимур и его команда. Учитывая предпраздничную истерику на дворе, понятно, что фамилия Тимура - Бекмамбетов. Этот человек никому не даст спать спокойно перед Новым годом ("Ирония судьбы. Продолжение", "Ёлки"). Даже если действует не лично, а через своих птенцов. Новую ленту о главном сняли режиссеры Александр Баранов и Дмитрий Киселев. Сам на этот раз только продюсировал. Чего, как показывает практика, вполне достаточно для соблюдения духа и буквы фирменного стиля: гэги, пресловутый продакт-плейсмент, перепевы советской киноклассики. Баранов и Киселев уже и сами с усами: оба ставили фильм "Ёлки 2" (2011), собравший за первый день проката в странах СНГ миллион с лишним долларов.

Кому смотреть: всем, кто за долгие зимние вечера привык к Бекмамбетову, как к родному. Начиная с 2004-го, когда вышел "Дневной дозор", продукция его студии исправно заполняет предпраздничные паузы в делах и постпраздничные пустоты на столах. Поклонникам Сергея Безрукова и Гоши Куценко. Вместе они такие веселые - обхохочетесь.

Что: ремейк картины Александра Серого "Джентльмены удачи" (1971). В главной роли - самый гуттаперчевый мальчик российского кинематографа Сергей Безруков. С неизменной солнечной улыбкой играл бандитов, Есенина, Христа, мента, Высоцкого и ряд других символов вечной России. Теперь вот стал един в двух лицах. Представьте себе, снова улыбается.

Злобное альтер-эго Безрукова называется Смайлик. Двойник Смайлика, московский елочный аниматор Леша Трешкин - альтер-эго доброе. Изо всех сил пытается высечь из себя хоть искру харизмы Евгения Леонова, а из зрителя - слезу умиления. Иногда получается.

Сюжет предполагает кражу из музея национального символа Казахстана, египетскую тюрьму, лейтенанта Славину (Марина Петренко), певицу Ёлку (певица Ёлка), Гошу Куценко в роли Шатуна (типа, Вицин) и Антона Богданова в роли Мухи (типа, Крамаров). Все шутят, между делом что-нибудь рекламируя. Есть спецэффекты и сюрпризы с привлечением голливудских штампов. Главный - в финале, где ипостаси Безрукова объявляют друг другу войну, и в духе Терминатора, в конце концов, сходятся. Судя по всему, народ опять повалит смотреть: с командой Тимура Бекмамбетова иначе не бывает.

МУЗЫКА

Merry Christmas, Baby, CD

Кто: Род Стюарт. Высокий блондин в шотландском килте, стройный красавец с белым микрофоном и прокуренным голосом. То, что блондин он крашеный, росту среднего, килт не носит, а микрофон у него черный, ничего не меняет. Стюарт - неотразимый мужчина и патентованная звезда с шотландской родословной, на которую славно поработали его родители. Они, говорят, прямые потомки кельтов. Мальчик родился и вырос в Лондоне, там же добился всего, чего может добиться музыкант и мачо: всемирной известности, престижных премий, денег, жены-фотомодели, еще одной жены фотомодели и восьмерых детей от разных фотомоделей. С конца 1990-х Род пытается соблазнить американский рынок распеванием его духовных ценностей. Проект "Merry Christmas, Baby" с набором праздничных суперхитов - очередной куплет в его заокеанском панегирике.

Кому слушать: отдайте детям. Если вам не все равно, в чьем исполнении они впервые услышат рождественскую классику, Род Стюарт - достойный вариант.

Что: рождественский пакет с музыкальными подарками. Знакомые до звона колокольчиков в ушах Let it snow!, Silen Night, Winter Wonderland и многое другое. Вы будете смеяться, но почти обошлось без Jingle Bells - этот новогодний кошмар робко появляется лишь однажды в виде финальных перезвонов к другой песне. Стюарт, в основном, поет то, что пели до него мужчины с умеренными хрипловатыми тенорами - от Роберта Бернса и Луи Амстронга до Френка Синатры. Оно и понятно: Стюарт сам такой - тенористый и хрипловатый. А еще способный сделать конфетку из музыкального вторсырья.

Пусть 68-летнеий рокер перебрал с количеством слов merry и happy в названиях треков. Пусть все это до него уже кто-то пел. Пусть эта музыка сочится патокой. Пусть Стюарт предсказуем в своей имитации новоорлеанского госпела. Пусть первые песни Have Yourself a Merry Little Christmas и Santa Claus is Coming to Town исчерпывают весь набор приемов, с помощью которых он достает из нас внутреннего ребенка и в остальных композициях.

Праздник все равно удался. Стюарт очень старался. Это слышно в каждом куплете, требующем от него вокальной гибкости. Возможно, поэтому Род так любит дуэты с голосистыми барышнями. Одной из них оказалась Элла Фицджеральд (посмертно). Ее дивный голос звучит в песне What Are You Doing New Year’s Eve? Это самый потусторонний союз на диске. А самый красивый - с американкой Мэри Джей Блайдж. За песню о волхвах и дарах We Three Kings, где Стюарт звучит "по-черному" душевно, а Блайдж "по-белому" звонко - можно простить шотландцу электронные волынки в балладах и надоевший до чертиков детский хор в гимнах.

КНИГА

"Чуть свет, с собакою вдвоем", "Азбука-Аттикус", 413 стр.

Кто: Кейт Аткинсон, британская писательница и профессиональный историк. Ее все чаще и не без оснований называют одним из лучших мастеров детективного жанра. Первая же изданная книга Кейт (Behind the Scenes at the Museum, 1995) получила престижную Уитбредовскую премию, оставив в хвосте многих литературных зубров. Что такое всемирная слава, писательница узнала после выхода романа "Преступления прошлого" - первого с Джексоном Броуди. Это экс-полисмен из Кембриджа, посвятивший жизнь поиску пропавших детей. Одним из самых горячих поклонников сыщика стал Стивен Кинг. Впрочем, фанатов Броуди хватает по всему миру. Теперь уже и в русскоязычном пространстве: "Чуть свет, с собакою вдвоем" стала третьей переведенной книгой цикла.

Кому читать: всем, кто давно не держал в руках книгу, от которой невозможно оторваться. Стоит на минуту отвлечься - теряешь нить. Здесь их столько, что нужен неусыпный читательский глаз. Важная информация для любителей заглядывать в финал сразу после завязки: номер не пройдет. Главы составлены крайне изощренно. Чем все закончилось, никто не узнает раньше времени.

Что: детектив, написанный не ради детектива. А ради того, чтобы доказательно обозвать современную Англию "Римом периода Нерона". А еще ради внутреннего мира героев и добротного литературного языка, звучи это хоть тысячу раз старомодно. Аткинсон назвала роман строчкой из стихотворения Эмили Дикенсон - загадочной американской поэтессы 19-го века. Тем самым сразу дала понять, что без тонких материй не обойдется.

Получилась книга, которую мастхев и мастрид как можно быстрее. Потому что, не ровен час, выйдет следующая из цикла с Джексоном Броуди - "Азбука Аттикус" обещает издать все. И тогда придется мучиться выбором или читать сразу две. А это непростая задача: героев у Аткинсон традиционно много, и она умудряется подробно поговорить о каждом.

Что изрядно запутывает и без того рваный сюжет, где последовательного изложения событий вы не дождетесь. Нужные для детективной части сведения выдаются порционно и без соблюдения хронологии. Задача читателя - собрать пазл из кусочков, как попало разбросанных по четырем десятилетиям. Все это время герои-полицейские расследуют и совершают преступления.

Неназываемая сила ведет их к возмездию. Подгулявший однажды страж порядка убил проститутку, запер тело в квартире и "забыл" там же четырехлетнего сына жертвы. Сослуживцы убийцы помогли копу замести следы и сдать дело в архив. Выживший и вопреки всему выросший мальчик становится косвенной причиной фатальной развязки с большим количеством летальных исходов. А также ироничных рефлексий автора по поводу современного мира и его ценностей.

Книга предоставлена магазином "Читайка"