48 часов: фильм "Капитан Филлипс", альбом Джейка Багга
Тому Хэнксу не впервые справляться с ролью капитана рыболовецкого судна. Определять рыбные места актер учился еще в "Форресте Гампе" (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"Капитан Филлипс" (США), 134 мин.

Кто: Пол Гринграсс, автор знаменитого "Кровавого воскресенья" и серии о Джейсоне Борне. Его рук дело - "Ультиматум Борна" и "Превосходство Борна". Истории о бывшем сотруднике ЦРУ с тяжелой амнезией и тягой к убийствам подарили режиссеру славу эстета на всю голову. Григрасс снимает на ручную камеру даже шпионские боевики. У него с десяток премий, все больше за звук, монтаж и каскадерские трюки. Говорят, голубая мечта Грасса - Оскар за лучший фильм.

Кому смотреть: всем, кому надоели предсказуемые боевики и приключенческие истории в духе "Пиратов Карибского моря". "Капитана Филлипса" не просчитаешь и уж никак не назовешь приключенческой сказкой. Том Хэнкс в образе мужественного морского волка, актуальная проблема (сомалийские пираты) и реальная история в основе сюжета. Таковы киты, на которых рыболовецкое судно Филлипса плывет к вероятному триумфу.


Что: важный пункт в списке претендентов на Оскар. Как минимум за мужскую роль. Ричард Филлипс в исполнении Хэнкса - это вызов урбанистическим антигероям, на которых помешалось голливудское кино последней пятилетки. Гринграсс создал американскую повесть о настоящем человеке средствами крепкого мужского кино. С крепким мужчиной в главной роли, дрожащей камерой с документальным эффектом и сдержанной палитрой в кадре.

Фильм снимали по книге Ричарда Филлипса, который провел пять дней в плену у сомалийских пиратов. В кино пять дней сократилось до одного. Дожить до заката такого дня по зубам не каждому моряку. И не всякому актеру по зубам роль пленного капитана. С работой, требующей гладиаторского напряжения душевных и физических сил, немолодой Хэнкс справляется блестяще. В точке наивысшего напряга с него льется настоящий пот, а в глазах читается непритворный ужас. Большую часть ленты в таком состоянии придется провести и зрителю: беспрерывно нарастающий и очень правдоподобный экшн - главный козырь картины.

Над образами пиратов съемочная группа тоже потрудилась с полной самоотдачей. Вместо ожидаемой команды алчного капитана Крюка или безбашенного Джека Воробья с головорезами Гринграсс предлагает черных и тощих людей, изрядно измотанных жизнью. Сомали - не клуб на Голливудских Холмах. И пиратский промысел - едва ли единственный способ победить в схватке с голодом и другими напастями. В таких условиях не рождаются морские робингуды, но и чудовищами становятся не все. Еще один приятный штрих картины - умеренный патриотический пафос, который иногда превращается едва ли не в гуманистический месседж. К финальной части приготовьте носовые платки: все описанное выше сойдется в одной точке, способной выдавить скупую слезу даже у самого толстокожего сомалийского носорога.

МУЗЫКА

Shangri La, CD

Кто: Джейк Багг, 19-летний британец, красавец, гитарист. Роковое сочетание, которое при наличии таланта может подарить миру музыкальную сенсацию. Птенец гнезда братьев Галлахеров, какое-то время игравший у них на разогреве. Без пяти минут обладатель премии BRIT Awards "Британский прорыв". В этом году Багга совсем чуть-чуть обошел Рон Ховард. Автор двух альбомов, первый из которых - Every Kingdom - воспевал "ужасы провинциальной жизни" под аккомпанемент доминирующей гавайской гитары. Тщательно прописанные партии для других инструментов, рок-н-ролл как способ общения с миром и энергия молодого мустанга - то, что радует и во втором лонгплее британца.

Кому слушать: всем, кому хотелось бы, чтобы Пол Маккартни снова был молодым и наглым. Багг - не Маккартни, но временами очень похож.


Что: двенадцать песен, с которыми хочется смеяться, как дети. Первое, что бросается в уши, - головокружительный импульс, которому очень сложно подобрать название. Молодые The Beatles когда-то определяли его как потребность "быть не как все". И были. Сочетание такого желания и такой возможности звучит и у Багга. Особенно ярко - в припевах, требующих вокальных полетов. Как в A Song About Love, где кажется, что Джейк растет над собой прямо в наушниках, в режиме онлайн.

От начала до конца пластинки дух The Beatles на царском месте. В Pine Trees британец напоминает юного Пола Маккартни настолько сильно, что кажется, его прямая дорога - в бездну имитаций, где и без него хватает многообещающих дебютов. Не все так просто. Буквально песню спустя на ум приходят другие крестные отцы, от Боба Дилана и Лэма Галлахера до Doors и Fool's Garden. Преданность 19-летнего человека старому британскому рок-н-роллу, американскому кантри, чистой акустике и другим классическим темам звучит как минимум интригующе. Заявленную интригу Багг обосновывает с недетской основательностью. Как будто время сделало круг и предложило посмотреть на классику свежим взглядом самоуверенного мальчишки.

КНИГА

"Одної і тої самої", издательство Meridian Czernowitz, 240 стр.

Кто: Тарас Прохасько, украинский писатель и журналист. Заслуженно причислен критикой к высшей лиге отечественных прозаиков. Пишет редко, но метко. Каждая новая работа - событие. Полное собрание сочинений называется "БотакЄ", что сразу дает наводку на любимые литературные приемы Прохасько. Игра со знаками и символами - его фирменный штрих, без которого не обходится даже серьезная "праэссестика". К этому непростому для восприятия жанру относится и его свежая работа.

Кому читать: всем, кто ощущает себя украинцем и не знает, что с этим делать. У автора те же проблемы, о которых он хочет поговорить. Тем, кто умеет читать медленно и печально. Каждая мысль Прохасько - на весь золота, от которого, увы, не становится светлее. Разве что чуть легче - от того, что на свете есть умные люди, у которых по-настоящему "болит Украина".

Что: талантливая книга, которая может перевернуть сознание и порвать шаблоны. Тексты человека, любящего родину и бесконечно далекого от ура-патриотизма и шароварщины во всех ее проявлениях. Пять разделов глубокой до обморока эссеистики, которая может возникнуть только на стыке отчаяния и любви. Тексты, о которых очень трудно говорить, но необходимо читать. Каждого из нас они могут сделать лучше.

Главная особенность современной Украины состоит в том, "що вона не вимагає дотримуватися законів". Отталкиваясь от этой не новой и не оригинальной сентенции, Прохасько совершает прыжок в прошлое, как в омут с илистым дном. Цели ныряльщика просты и понятны - понять, с чего все началось. Попытаться представить, чем все закончиться. И самое важное, определить, что с нашим настоящим.

Темное язычество, шаткое христианство, двоеверие, жизнь на границах. Европа - давний миф, сложившийся на садово-парковой почве. У нас все растет само. У них - если спланируют, высадят, вырастят и не загадят. Мы - круче, нам не надо работать. Нам нужно столетиями мечтать о независимости. С тех пор, как мы ее получили, никто не знает и не хочет знать, что делать дальше. Планирование и стратегическое мышление - не наш путь.

С тех пор как Украина стала государством, она перестала существовать. Прохасько размышляет крайне доказательно. С ним трудно спорить. Зато можно пережить болезненный опыт самоидентификации в сопровождении великолепного, как родные ландшафты, украинского языка. И попытаться переплавить во что-то более плодотворное выстраданный приговор: "ми безнадійні".

Книга предоставлена магазином "Читайка"