48 часов: фильм "Отверженные", альбом Филипа Филипса и другое
Ща спою: режиссер Том Хупер заставил запеть даже бывшего Росомаху (Хью Джекман - справа) и бывшего гладиатора Рассела Кроу (слева). Фото - kinopoisk.ru

КИНО

"Отверженные" (Великобритания), 157 мин.

Кто: Том Хупер, британский кинорежиссер и любитель исторических сюжетов. Знаменитым его сделала лента "Король говорит!" с Колином Фертом в главной роли. Фильм о британском монархе-заике Георге VI отхватил четыре Оскара и целый воз печенюшек помельче. Хупер с тех пор считается одним из главных мастеров исторического кино. Сам он, судя по всему, считает себя в этом жанре всемогущим. Ничем другим желание снять мюзикл по роману Виктора Гюго "Отверженные" не объяснить. Впрочем, цифры и факты говорят в пользу этого странного выбора: при бюджете 61 млн. долларов картина уже собрала более 340 млн. в мировом прокате. Полученные "Золотые глобусы" - из этой же оперы.

Кому смотреть: трудно сказать. Возможно, любителям вымирающего жанра "киномюзикл", которые будут наслаждаться "Отверженными" из принципа. Или любопытным, которые хотят понять, за что дают восемь номинаций на Оскар-2013. И еще, наверное, лютым врагам Рассела Кроу: едва ли им скоро представится шанс увидеть актера настолько не в своей тарелке. 

Что: почти три часа плача и стонов, которые у них песнями зовутся. Качественная картинка, на которую невозможно смотреть больше пятнадцати минут. Мрачная, длинная и нудная драма, близкая к мрачному, длинному и нудному духу литературного источника. Нечто, позволяющее задуматься о новой оскаровской номинации: лучшему зрителю, досидевшему в кинотеатре до финальных титров.

Неловко напоминать сюжет, знакомый многим со школы, но все же. Действие в романе и фильме разворачивается в 19-м веке. Бывший каторжник Жан Вальжан (Хью Джекман) становится мэром города и открывает свое дело. На него работает цех портних, которых он содержит в чистоте и достатке. Среди трудящихся женщин оказывается прекрасная Фантина (Энн Хэтэуэй). Она потом катится по наклонной плоскости, продает волосы, зубы и девичью честь. Не сумев ей помочь, добрый Вальжан берет на воспитание дочь Фантины - Козетту (Аманда Сейфилд). Девушка вырастает, с ней случается любовь, с Францией - революция, а Вальжан умирает.

И все бы ничего, если бы за каторжником весь фильм не гонялся его заклятый враг Жавер. Это полицейский с извращенным чувством долга и повадками фанатика. В мюзикле он представлен толстеньким Расселом Кроу с несчастным и добрым лицом. Ни густой слой бороды, ни брюнетистая шевелюра не добавляют актеру демонизма. Больше всего Кроу смахивает на оперного тенора средних лет, которого заставляют петь в метро вместе с юными попрошайками. Его отчаянно жалко.

Впрочем, не только его, а большинство звезд в этом фильме. Они очень старательно и очень много поют. Поют даже фразы наподобие "О боже, завтра новый рабочий день!" и "У меня благопристойный бизнес". При этом ни один песенный номер невозможно запомнить, не говоря уж о том, чтобы полюбить. Революционные режиссерские решения - съемки на грани мультика и театра, отсутствие юмора, эротики и Гаврош без фирменного кепи - ситуацию не спасают. Грязь, кровь и замурзанные ряженые тоже.

МУЗЫКА

The World from the Side of the Moon, CD

Кто: Филип Ладон Филипс-младший, он же Филип Филипс, он же Фил. Американский идол 2012 года выпуска. Выпущен из одноименного талант-шоу (American Idol) телеканала Fox, устраивающего сезонные соревнования между музыкантами-любителями. Победа в одиннадцатом сезоне досталось симпатичному белому парню с гитарой, уже пятому подряд в истории шоу. Клише - устойчивая вещь, особенно в Америке. Там молодой человек из Джорджии с открытым лицом, белозубой улыбкой, поставленным голосом и умением быть немного "фолки", видимо, обречен на народную любовь. Филу отдали свои голоса не только члены авторитетного жюри, но фанатичные зрители шоу. А это, говорят, вся бескрайняя страна - от Калифорнии до Аляски. Все пережитое на четырехмесячном пути к победе Филип вложил в дебютный альбом. Получилось мило.

Кому слушать: тем, кто в пути. Песни Филипса одновременно ритмичные и убаюкивающие. Как раз то, что нужно дальнобойщику за рулем фуры и девушкам на задних сиденьях в авто поменьше. Всем, кто не знает, чем сопроводить вечеринку с гамбургерами и пивом. Музыка Фила не напряжет даже тех, кому она не нравится. Зато немножко повеет пылью американских дорог. Тщательно отмытых продюсерами от всего негигиеничного, конечно.

Что: песни, большинство которых написано самим идолом. Они (Take me Away, Tell me a story, Where we came from) самые спокойные и не самые интересные на пластинке. Есть созданные в соавторстве или другими. В их числе - стартовая и трижды платиновая Home. Это "коронационная идольская" с выходом на шестое место американского чарта Hot 100. И стремительным прорывом в стратосферу. Под ней подразумевается трансляция на летней Лондонской Олимпиаде 2012. Штатовские гимнастки сворачивались в бараний рог под гитарный бой Home и тем самым вознесли сингл до космических высот.

Мир с той стороны Луны (так переводится название диска) красив и чист как экологический персик из Джорджии. Помимо фруктов в этом штате много кур, которых закон запрещает есть вилкой. Не стоит привычными инструментами разделывать под орех и музыку Филипса. Хорошего в ней больше, чем может показаться на первый, замыленный неприязнью к шоу-идолам взгляд. Например, закос под Mumford & Sons и под Маркуса Мамфорда лично. Таковой прослеживается везде, но особенно в упомянутой Home. Не менее сильно Фил похож и на чернокожего гитариста Дэйва Мэтьюса. Не цветом лица, конечно, но струнной кантри-акустикой, гортанным вокалом и умением, если надо, закатить истерику фальцетом. Самые яркие доказательства - в треке Man on the Moon.

Определенно, у Филипса есть музыкальный вкус, недурной вокал с характерным скрипом, и способность покидать орбиту заданных шоу условий игры. Иначе с чего бы его поп-распевам регулярно превращаться в фолк-рок. Если бог сохранит Америку, то в перспективе из этого юноши может выйти что-то путное. За оптимистичный прогноз больше других отвечает трек Get Up Get Down.

КНИГА

"Человеческий крокет", издательство "Азбука-Аттикус", 416 стр.

Кто: Кейт Аткинсон, англичанка, историк, драматург. Наделала много шума, когда сбила дебютным романом верхушку премии Whitbread. На крутую британскую награду претендовал сам Салман Рушди. С тех пор, как Кейт его обошла, за ней ревниво наблюдают коллеги и читатели. Аткинсон чрезвычайно плодовита. Пишет новеллы, рассказы, детективы, историческую прозу и много такого, что выпирает из жанровых рамок. В ее редком случае количество написанного не вредит качеству. По детективу Джексону Броуди, которого выдумала Кейт, сохнет, например, Стивен Кинг. Англичанка задумала литературный сериал, так что миллионам фанатов Броуди приходится жить в ожидании продолжения. У русскоязычной публики другие проблемы: Аткинсон переводят медленно и торжественно, с полным игнором последовательности событий. Посему не ждите новую историю о сыщике из Кембриджа, а читайте то, что есть. Например, пятнадцатилетней давности второй роман писательницы.

Кому читать: эстетам и англоманам. Первым понравится добротный литературный стиль. Вторым - мрачный, веселый, странный и совершенно английский книжный мир.

Что: немного фантастика - книга наполовину состоит из путешествий во времени. Немного детектив: основа сюжета - поиски пропавшей героини. Немножко готика - речь идет о древнем проклятье семьи Ферфаксов. Немножко женский роман - в тексте хватает любовных историй. Немножко социальная проза - затронуты "неприличные" британские траблы вроде алкоголизма, инцестов и школьной муштры. Короче, черт знает что. Причем с каждой страницей чертей все больше.

Но Аткинсон была бы не похожа на себя, если бы посреди вакханалии не воткнула что-нибудь простое и понятное. Ее книги обычно не обходятся без крупной англичанки с "лошадиными бедрами" и ранимой душой. В данном случае - это шестнадцатилетняя Изобел, страдающая от гормональных бурь и собственного несовершенства. На плечи столь нестабильной особы свалено повествование. Оно ведется от ее имени.

Девочка "не в ладах с материальным миром" и находится в плену галлюцинаций (а может и не галлюцинаций). Одну и ту же реальность Изобел переживает по нескольку раз и всегда трагически. В ее видениях мертвецы с головами под мышкой и здравствующие члены семьи вовлечены в диковинные сюжеты. От их поворотов кровь впечатлительного читателя порой стынет в жилах. В качестве согревающего коктейля предлагается британский юмор и интеллектуальные подсказки. На то, как следует воспринимать этот изысканный бред, намекают цитаты из шекспировского "Сна в летнюю ночь". В финале Шекспир заявится собственной персоной и положит конец фантазиям. В эпилоге можно будет выдохнуть - там уже все со всеми ясно.

Книга предоставлена магазином "Читайка"