"Сжигать или не сжигать?" Гамлетовская дилемма, многие годы терзающая 73-летнего Дмитрия Набокова, может завершиться костром, в котором погибнет роман "The Original of Laura" ("Подлинник Лауры"), над которым его отец Владимир Набоков работал незадолго до своей смерти в 1977 году. По мнению многих, этот неизданный шедевр способен пролить новый свет на одного из самых сложных писателей ХХ века.

Как пишет издание "InoPressa", тревогу с сайта американской интеллигенции "Slate" забил литературный критик Рон Розенбаум, который долгие годы находится в переписке с наследником и переводчиком автора "Лолиты".

В недавнем электроном послании к нему Д.Набоков продемонстрировал намерение уничтожить рукопись, которая хранится в бронированном сейфе в одном из швейцарских банков, ключ от которого имеется еще у одного загадочного лица.

"Мой отец поручил нам уничтожить рукопись, потому что не хотел, чтобы в свет выходили незаконченные произведения", - объяснял Д.Набоков "Corriere della Sera" в интервью в июле 2004 года. Однако вдова Вера Набокова не нашла в себе сил довести до конца это сложное поручение, и после ее смерти в 1991 году ответственность легла на единственного сына, который в том же интервью говорил о предстоящей публикации, "потому что это стоит сделать сейчас, под моим руководством". По словам Д.Набокова, передумать его заставило желание защитить роман от психологических анализов исследователей "Лолиты". Под его прицелом оказались, прежде всего, те критики, которые за самым знаменитым романом его отца увидели сексуальные извращения, которым его отец якобы подвергался в детстве.

В прошлом Набоков-младший рассказал Р.Розенбауму о том, что "Лаура" "совершенно радикальная, оригинальная, сильно отличающаяся с литературной точки зрения от всего остального творчества отца". "Самая концентрированная квинтэссенция творчества моего отца. Его роман великолепен. Разве справедливо лишать мир этого шедевра?" - добавил он.

Единственное, что наверняка известно о книге, так это то, что она состоит всего из пятидесяти листов, написанных рукой В.Набокова, что равно 30 листам рукописного текста. Но и тезис Р.Розенбаума о том, что на написание романа автора вдохновили две Лауры прошлого (одноименный фильм Отто Премингера 1944 года и Лаура Петрарки), был развенчан Д.Набоковым.