Что Запад должен Украине
Сегодня Украина, возможно, не настолько часто мелькает в заголовках новостей, как год назад, но кризис в этой стране далек от завершения. Последнее соглашение о прекращении огня, заключенное в феврале в Минске, сдержало российскую военную агрессию, но не остановило ее. И, хотя программа стабилизации, о которой Украина договорилась с Международным валютным фондом в прошлом месяце, лучше, чем договоренность прошлого года - в ней оговорен как больший объем финансирования от МВФ, так и более надежный план экономической реформы со стороны правительства - этого недостаточно для восстановления экономики страны. Что действительно нужно Украине - это уйти от старого советского режима, и для этого ей нужна помощь Запада.
Украина так и не смогла обновить кадры в государстве после распада Советского Союза. Старая советская элита удержала власть - и большую часть национального богатства - с помощью коррупции, которая стала неотъемлемой частью экономической и политической системы страны. Реформирование обеих систем будет труднейшим делом - и лидеры Украины в последнее время решились взяться за него.
С февраля прошлого года, когда парламент своим голосованием отстранил от власти бежавшего президента Виктора Януковича большинством более чем в две трети голосов, Украина провела новые президентские и парламентские выборы. Сотни высокопоставленных чиновников были заменены молодыми профессионалами, получившими образование на Западе, правительство энергично трудится над воплощением в жизнь глубоких и всеобъемлющих реформ, в том числе нового закона о государственных закупках и пакета антикоррупционных нормативных актов. Десятки ненужных контролирующих органов ликвидированы, что уменьшило количество всевозможных проверок. Президент Петр Порошенко уволил губернатора Днепропетровской области, магната-миллиардера Игоря Коломойского.
В последнее время власти работают над реформой энергетического сектора - рассадника украинской коррупции. С первого апреля цены на газ для домохозяйств увеличились в четыре раза, достигнув половины рыночной стоимости, с предоставлением компенсации неимущим. Парламент также принял закон, приводящий энергетические стандарты в соответствие с нормами Евросоюза, тем самым ясно очерчивая роль государства и открывая газовый рынок для инвесторов.
Но Украине предстоит еще долгий путь. Плюс заключается в том, что народ в основном понимает и поддерживает усилия правительства по реформированию. А минус - в том, что Украина по-прежнему стоит перед лицом серьезных дестабилизирующих угроз - начиная с возобновления российской военной агрессии.
Нападение России, скажем, на Мариуполь, второй по размеру порт Восточной Украины (обслуживающий примерно треть экспорта страны), нанесло бы экономике, и без того буксующей, тяжелый удар. Хотя несколько факторов, - в том числе санкции Запада, недостаточная общественная поддержка войны в Украине, а также быстрый упадок российской экономики, - по идее, должны убедить Кремль не идти на такой шаг, всех этих факторов может оказаться недостаточно. В конце концов, лидеры России уже продемонстрировали свою непредсказуемость.
Даже без дальнейшей российской агрессии проблемы в экономике Украины могут воспрепятствовать дальнейшему прогрессу реформ. ВВП в 2014 году сократился на 6,8%, а уровень производства в течение двух последних кварталов снижался на 15% в квартал. Более того, к концу февраля, когда резервы страны подходили к концу, украинская валюта, гривна, обесценилась наполовину; в результате, в марте инфляция за год достигла 45%. Полномасштабного экономического коллапса удалось избежать только после предоставления МВФ досрочного займа, вдвое - до $9,9 миллиардов - увеличившего резервы НБУ; к концу месяца обменный курс более-менее восстановился.
Тем не менее, международное финансирование, полученное Украиной, сколь бы ни было оно ценно, остается недостаточным для поддержания настоящего восстановления и реформ. Последняя программа помощи предусматривает финансирование в объеме около $40 миллиардов, почти половина которых поступит от МВФ на протяжении следующих четырех лет. Это означает, что в текущем году Украина получит только 10 миллиардов - это недостаточно для восстановления резервов страны и обслуживания ее долга.
Действительно, с учетом больших долговых обязательств Украины, для многих из которых срок погашения наступает в течение следующих двух лет, в пакете помощи имеется "дыра" в $15,3 миллиарда, которую МВФ и правительство Украины надеются заткнуть с помощью реструктуризации долга. Но, даже если Киев преуспеет в этом, то Украине все равно потребуется больше финансирования, чем она получает.
Украине нужна также дополнительная стратегическая поддержка. Нежелание подавляющего большинства европейских политиков поставлять Украине оборонительные вооружение трудно понять. Лидеры Европы заявляют, что они не хотят давать России повода к эскалации войны против Украины. Но это уже происходит, и, в конце концов, борьба Украины с Россией - это защита основополагающих европейских ценностей и Европы как таковой. Гробы украинцев, убитых в этой борьбе, покрывал флаг ЕС.
Лидеры Евросоюза утверждают, что основное внимание в их политике по отношению к Украине должно быть сосредоточено на поддержке ее экономического возрождения. Но и в этом отношении Европа делает слишком мало, предлагая в этом году кредиты на жалкую сумму в 1,8 миллиарда евро ($1,9 миллиарда), в то время как более уместной была бы сумма в 10 миллиардов евро. Если США после этого выделят по меньшей мере столько же, то финансовый кризис в Украине удастся сдержать.
28 апреля украинское правительство будет принимать в Киеве конференцию доноров. В момент, когда и лидеры Украины, и ее граждане более чем когда-либо нацелены на борьбу с коррупцией, построение экономики, приносящей благосостояние, и превращение страны в нормальную либеральную демократию, Европа должна энергично поддержать Киев. Пора западным политикам вспомнить свои идеалы - и постоять за них.
Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института Петерсона (США), автор книги "Украина: что пошло не так и как это исправить"
Copyright: Project Syndicate, 2015