Бродский: Судьба Тимошенко привязана к цене на газ
"Должность предложена мне"
- Почти два месяца назад Кабмин утвердил проект указа президента о создании госслужбы по вопросам регуляторной политики и развитию предпринимательства. Почему затягивается реформирование Госкомпредпринимательства?
- Не знаю. Я обсуждал этот вопрос с премьером. Он настаивает, что нужно создать новую структуру, потому что потеряна связь власти с бизнесом.
Хотя у нас, на самом деле, работа продолжается. Даже в составе департамента Минэкономразвития ведется диалог с предпринимателями. Мы обсуждаем и решаем всевозможные возникающие проблемы.
- Есть понимание, каким будет новое ведомство?
- Пока мне об этом ничего не известно. Дело в том, что у нас главный по административной реформе Лавринович (Александр Лавринович - министр юстиции, - ред.). Этот вопрос нужно задавать ему.
- Насколько известно, Лавринович вообще против создания службы - правопреемника Госкомпредпринимательства…
- Поэтому реформа и тормозится. Президент сказал четко: я поддерживаю Азарова, создавайте новое ведомство, но согласуйте все с Лавриновичем.
- Недавно премьер сказал, что очень скоро Кабмин определится с кандидатурой главы госслужбы. Вы получили предложение возглавить?
- Я был на согласовании кандидатуры у Азарова и Клюева. Сказали, что подадут мою, но как оно будет - не знаю.
- Что будет с должностью уполномоченного по дерегуляции?
- Скорее всего, функции уполномоченного перейдут к главе новой службы.
- Украина опустилась на три позиции (со 149-й на 152-ю) в рейтинге Ведение бизнеса - 2012. Не считаете ли вы, что, несмотря на все старания, это результат работы действующей власти и вашей в том числе?
- Мы обратились к президенту, чтобы он поручил прокуратуре проверить, как же все-таки работают наши новшества. Так вот, на сегодня имеется огромное количество уголовных дел. Местные органы отказываются выполнять принятые нормативные акты, они тянут резину, саботируют. По сути, все тормозится внизу. Но мы идем своей дорогой, мы собираем жалобы от предпринимателей, обращаемся постоянно в прокуратуру, принимаем законы, которые ограничивают чиновников в их возможностях, обращаемся к президенту, на планерках у Клюева поднимаем вопросы. Идет постоянная борьба. Вы же понимаете, сразу ничего не делается.
Но и хорошее быстро забывается. Мы же техосмотр отменили, доверенности отменили, накладные отменили, четыре тысячи лицензируемых видов работ отменили, лицензии сделали бессрочными и так далее. С нового года вводится "единое окно" - отсоединили чиновника от гражданина. Мы много чего сделали.
В бюджет поступает денег больше. Налоговая и таможня собирают больше. Кто это заплатил? Бизнес.
- Со всех сторон во весь голос раздаются жалобы, что бизнес пребывает под прессингом.
- Но налоги же не подняли, а наоборот снизили. От многих налогов отказались. Такова природа бизнеса - он не хочет платить, а власти нужно выполнять социальные программы - платить зарплаты, пенсии, предоставлять льготы…
- Тема льгот актуальна в последнее время…
- У нас 73 закона по льготам, 27 категорий льготников, 24 миллионам граждан предоставляются всевозможные льготы…
- Но мы видели, во что может вылиться попытка пересмотреть политику предоставления льгот. Какой выход из ситуации?
- Выход - монетизация льгот. Если взять среднюю зарплату по Украине, а это 2700 грн., приплюсовать к ней все льготы, которые мы выплачиваем гражданам, получится средняя зарплата около 5 тыс.грн. И в этом мы сравняемся с Грецией и Польшей (по майским данным Главного управления статистики Польши (GUS) - 3,6 тыс. злотых или $1,3 тыс., - ред.). Человек, который не пользуется транспортом, например, может купить себе за эти деньги мясо.
"Начнется саботаж - подниму шум"
- Бизнес, в том числе иностранные инвесторы, кричит о поборах на таможне. Ранее вы часто критиковали работу ведомства Калетника. Что изменилось?
- Мы с таможней провели огромную совместную работу. Убрали с внешнего периметра все контролирующие органы, которые выполняли неправильные функции. Ветеринары, фитосанитары, СЭС, экологи до прохождения таможни ставили свои печати. По сути, это носило формальный характер. Никто никаких документов не смотрел. Людей просто обилечивали, машины простаивали в очередях сутками. Это наносило огромный вред имиджу государства и бизнесу. За год мы это все перелопатили, подготовили два правительственных постановления. Была жесткая борьба, поверьте мне. Мы вышли на европейскую практику - "один груз - один досмотр". Мне кажется, это большая работа, которая уберет пробки с таможни.
- Проблема контрабанды все же остается?
- В первую очередь, Луганская область и Приднестровье… Тут мы ничем помочь не можем. Это вопросы погранслужбы. Наносится колоссальный вред экономике. Я считаю, государство должно жестко реагировать.
Еще одна проблема - порты и контейнеры. На этот счет я написал большое подробное письмо в прокуратуру и СБУ с просьбой разобраться.
- Обратная связь есть?
- Приходят письма. Говорят, что проблемой занимаются.
Недавно я также писал по секонд-хенду. Проверки показали, что в страну под видом секонд-хенда ввозится новый китайский товар, который уничтожает украинскую легкую промышленность.
Таможня - это огромная проблема для страны, но за два года в два раза поступления в госбюджет от таможенных процедур выросли. Конечно, это многим не нравится, но до наведения окончательного порядка нужно менять ментальность и ужесточать борьбу.
- Вы также недавно раскритиковали работу МЧС и лично министра Балогу за препятствование дерегуляции…
- После моей критики мы все документы подписали. Приехал к нам представитель МЧС, был подписан меморандум о сотрудничестве. Более того, я завизировал введение моратория на следующий год на все проверки. Согласован законопроект, который запрещает пожарным закрывать бизнес. Все это подписано, и я жду подачи документа в парламент. Если снова начнется саботаж, снова подниму шум.
- Вы были противником принятия закона о биометрических паспортах…
- Я ни в коем случае не противник биометрических паспортов. Когда мы говорим о законе, ветированном президентом, проблема не в биометрических паспортах. В первую очередь, проблема в процедуре. Все попадает в руки частной фирмы. Кроме того, это еще дополнительно 19 видов бланков, которые люди должны были бы покупать у известной всем конторы. Это миллиардный бизнес.
Я недавно встретил их представителя в Кабмине. Он говорит: чего ты к нам пристал? Я ему ответил: отстаньте от людей, хватит экспериментов, мы же не идиоты. Почему мы должны платить, например, за техпаспорт, права и так далее сотни гривень, когда реально такая же пластиковая карточка в банке стоит копейки. Я не против биометрических паспортов, я против того, чтобы людей заставляли на это тратить баснословные деньги, которые пойдут не государству, а частной компании.
- Один из лоббистов этого закона регионал Валерий Коновалюк считает расплывчатой формулировку замечаний президента, изложенных в вето…
- Коновалюк честно служит своим хозяевам. Он забыл, что давал присягу народу Украины.
- В Министерстве инфраструктуры сообщили, что уже завершена разработка законопроекта о такси и регулярных пассажирских перевозках. Чего ожидать?
- Этот проект подготовлен еще год назад. Но кто его даст принять? Сегодня таксисты дадут поставить счетчики? Таксист разрешит поставить себе тариф? У нас таксист сколько хочет, столько и "заряжает". Но, с другой стороны, он справедливо говорит: дайте мне стоянки, дайте дорожные полосы, дайте борьбу с "грачами", которые разрушают рынок, тогда я заплачу за лицензию, перекрашу машину, поставлю счетчик. Все взаимосвязано. Нельзя решить одну проблему без другой. Поэтому могу сказать точно - нет этого закона, он в обсуждении уже год.
- На днях вы встречались с фармацевтами. Что сегодня мешает развиваться отечественным производителям лекарств?
- Наши фармацевты мучаются из-за того, что импортеры занимаются трансферными контрактами. Они завышают цены, потому что импорт ввозится без НДС. Нужно сделать, как в Европе и во всем цивилизованном мире - ввести референтные цены. Нужно брать среднюю цену пяти стран и, будьте любезны господа, выше нельзя. Например, в России цены на лекарства упали. Потому что ввели НДС и референтные цены. А у нас некоторые лекарства в три раза дороже, чем в Европе.
- Есть ли реакция бизнеса на законопроект о внутренней торговле?
- На днях в Запорожье вышли лавочники с требованием отозвать этот документ. Но они же не говорят, что конкретно их беспокоит. Мы боремся с собственниками рынков, чтобы они не издевались над этими лавочниками, не поднимали им цены. А эти собственники рынков идут к людям, обманывают их и выгоняют на улицу протестовать.
Вы посмотрите, что сейчас происходит с интернет-магазинами. Как может магазин работать без официального офиса? Ведь некому предъявить претензию, если вас обманули. Это нонсенс. Как можно через интернет-магазин продавать лекарства?
Но депутаты уже подняли шум в парламенте против этого закона, мол, так нельзя. У одного депутата лавка - он за лавку, у другого базар - он за базар, у третьего - супермаркет… Это же невыносимо! А как же порядок навести в стране, как реформы проводить?
Оппозиция полностью отстранилась от голосований. Но это неправильно. Значит, вы не оппозиция. Вы просто свои вопросы решаете. Вы или прошлая власть, или будущая власть. Оппозиция должна выступать по каждому вопросу и участвовать в голосовании.
- Сегодня оппозиция озабочена вопросом, как защитить себя…
- Согласен. У нас оппозиция в парламенте сегодня - это Кармазин и Ляпина. Но это же ненормально, это же нонсенс.
- Как относитесь к так называемому налогу на богатство, введение которого инициирует вице-премьер Тигипко?
- Он должен быть шире и глубже. Туда должны быть внесены все статьи, которые сегодня есть в Налоговом кодексе. Богатые должны платить больше, однозначно.
- Вы как состоятельный человек готовы платить такой налог?
- Конечно.
- Еще одно новшество Тигипко - налог с офшоров. Это реально?
- Весь мир связан с офшорами. Но в стране должна быть жесткая политика в отношении офшоров. Нужно вводить специальное налогообложение, чем и занимается сегодня Тигипко, плюс экономический контроль за госпредприятиями.
"Юля во всем не права"
- Как вы считаете, соглашение о ЗСТ с Евросоюзом будет подписано?
- Я почти уверен, что зону свободной торговли с ЕС мы подпишем и ратифицируем. А политические разногласия, связанные с судьбой Тимошенко, разрешатся, когда мы определимся с ценой на российский газ. Я думаю, судьба Тимошенко привязана к цене на газ. Пока Украина будет платить лишние $6 млрд. за российский газ, судьба Юли, к сожалению, будет висеть в воздухе.
- Как относитесь к тому, что сейчас происходит с Тимошенко?
- По-человечески? Отношусь, как все. По-политически? Считаю, что Юля во всем не права. По-экономически? Я считаю, что она нанесла огромный ущерб стране…
- У нее был выход?
- Да. У человека всегда есть выход. Она могла как минимум уволиться, уйти в отставку. Но сдавать страну нельзя. Я в тот день (когда был подписан газовый контракт с Россией) написал у себя в блоге: "Юля, ты не права. Прощай Севастополь. Ты сегодня отдала русским Севастополь".
Но с другой стороны, мне ее жаль.
- Появление видео из камеры СИЗО, где содержится Тимошенко, перебор?
- Нет. Люди задали вопрос, покажите, в каких условиях содержится Тимошенко. Пенитенциарная служба показала. Я как политический узник Кучмы и Кравченко могу сказать, что сидел в других условиях в Житомире. Ко мне никого не допускали, в камере на 12 метров находились четыре человека, ватный матрас и одеяло со вшами плюс открытая параша.
- Тимошенко и Луценко нужно дать возможность участвовать в выборах?
- Я же не судья. По Луценко у меня вообще особое мнение. Так предавать идеалы нельзя. Нельзя возглавлять митинг в костюме от Версаче, нельзя было за государственный счет возить семью на самолете. Кстати, Рудьковского за это засудили, и он погасил растраты, а Юра так и не рассчитался. Нарушения есть большие по поводу квартиры, машины, водителя и так далее, но мне кажется, что надо бы таким образом раз и навсегда закончить эту практику, потому что другие этим тоже пользуются.
То, что Юля ответила или ответит - это тоже хорошо для общества. Все должны знать, что за все будет наступать ответственность.
- Но по такому принципу можно судить и посадить половину чиновников - и теперешних, и бывших…
- Все спрашивают, почему именно с нашей парикмахерской нужно начинать? Но когда-то это нужно начинать. Посмотрите, что происходит в мире: во Франции бывший президент получил два года условно, в Израиле президенту дали семь лет, в Исландии и Хорватии арестованы и так далее.
- Действующей власти следует бояться мести Тимошенко?
- Безусловно.
- Какие ваши планы относительно парламентских выборов?
- Партия Вольных демократов, я думаю, от списков в этот раз воздержится. В выборах по мажоритарке я себя не вижу. Да и нет особого желания. Я уже навыбирался: был и в Киевсовете, и райсовете, и в Верховной Раде.
Мне хочется попробовать изменить страну в рамках дерегуляции, поддержать легальный бизнес. Очень тяжело это дается, но если дадут мне возможность этим заниматься, буду заниматься. Нет - буду работать консультантом по этим вопросам.
- На днях вице-премьер Клюев анонсировал кадровые изменения в правительстве. Вам что-то известно?
- Нет, неизвестно. Но президент должен каждый год все менять. Если не он будет это делать, то будет делать народ.