В свете начавшегося в Копенгагене международного саммита по проблемам изменения климата "The New York Times" пишет об уязвимых местах систем торговли нереализованными квотами на вредные выбросы в атмосферу.

"Стабильности этой системы угрожает, прежде всего, волатильность углеродного рынка. Так, например, из-за резкого сокращения советских промышленных мощностей в 1990-е, в руках России оказался крупный пакет углеродных кредитов стоимостью в несколько миллиардов долларов. Если этот актив будет в одночасье продан, квоты сразу же обесценятся, и у инвесторов пропадет стимул вкладывать деньги в разработку новых технологий, позволяющих сократить выбросы", - цитирует издание "Inopressa".

Какое бы соглашение ни было достигнуто на саммите в Копенгагене, его финансовой основой в любом случае станет система торговли разрешениями на вредные выбросы в атмосферу, поэтому демпинг со стороны России может поставить под угрозу успех всего мероприятия, - пишет газета.

К обвалу цен на углеродные кредиты в этом году привело и решение европейского суда, который отменил решение Еврокомиссии об уменьшении квот, предоставляемых Эстонии и Польше.

Эксперты подчеркивают, что у России квоты на нереализованные выбросы скопились не столько благодаря деятельности, направленной на выполнение новых ограничений по выбросам, сколько из-за "благоприятных правил учета, утвержденных после распада советской промышленности".

"Мы подкупили русских, чтобы они присоединились к Киотскому протоколу, и они в результате заполучили эти кредиты, которые дают им политическое влияние без сокращения выбросов", - прокомментировал ситуацию экономист из Гарварда Роберт Н. Стэвинс. Любые системы межгосударственной торговли квотами он считает "в корне порочными" и предлагает сосредоточиться на регулировании выбросов на корпоративном уровне.

"В ряде стран могущественные лобби, за которыми зачастую стоит угольная промышленность, блокируют попытки провести законы об ограничении выбросов", - отмечает издание. Евросоюз выступил с инициативой ввести систему квотирования во всех промышленно развитых странах к 2015 году, а в государствах с развивающейся экономикой - к 2020 году. Тем не менее, даже в случае возникновения мирового рынка торговли разрешениями на выбросы, таковой не станет универсальным инструментом решения проблемы глобального потепления, полагает Кантер. Впрочем, находятся и оптимисты, которые считают, что проблемы, связанные с квотовой системой, не помешают участникам саммита в Копенгагене найти замену Киотскому протоколу.

Экология: подборка новостей>>>