В Брюсселе нашелся высокопоставленный чиновник, который, комментируя идею строительства газопровода "Nabucco" из Турции в Австрию, публично назвал вещи своими именами. Им оказался глава секретариата Энергетической хартии, заседающего в столице Евросоюза, Андрэ Мернье. По его словам, этот проект является "мертворожденным ребенком" ЕС. У него нет главного - достаточных гарантий поставок газа, а значит, нет смысла прокладывать новый маршрут поставок голубого топлива в Европу в обход России.

Как пишет сегодня российское издание "Время новостей", европейские чиновники упорно называют проект "Nabucco" одним из приоритетов в сфере развития инфраструктуры и строят иллюзорные планы по его реализации. Господин Мернье же не понаслышке знает каспийский регион и Россию. В 2000-2004 годах он служил послом Бельгии в Москве и заодно был аккредитован в Беларуси, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. А потому его мнение может возыметь действие.

"Реализация проекта в условиях неопределенности в соседних с Черноморским бассейном районах является крайне сложной. В нынешней ситуации очень трудно предсказать, когда будут решены проблемы Ирана и Ирака, поэтому в условиях повышенного риска и высокой себестоимости (проекта) трудно найти компании, которые будут в него инвестировать... Кроме того, в регионе нет запасов природного газа, достаточных для реализации проекта "Nabucco", - говорит господин Мернье.

Проект "Nabucco" был предложен как первый вариант поставок в Европу иранского газа (страна занимает второе место в мире после России по запасам газа) и должен был создать реальную конкуренцию импорту трубопроводного голубого топлива российского происхождения. Газопровод протяженностью около 2100 км из Турции (которая имеет сухопутную границу с Ираном и даже закупает у него небольшой объем газа для собственных нужд) должен был пойти в Болгарию, Румынию, Венгрию и дотянуться до Австрии. Пропускная способность планировалась на стандартном уровне - около 30 млрд. кубометров в год, а начальная стоимость - 5 млрд. евро. Однако очевидно, что ни о каких долгосрочных газовых гарантиях со стороны Тегерана в нынешней политической ситуации речи быть не может.

Тем не менее при поощрительном отношении Брюсселя турецкая "Botas", болгарская "Bulgargaz", румынская "Transgas", венгерская "MOL" и австрийская "OMV" все же подписали соглашение о создании строительного консорциума. Мысль об отказе от приоритетного проекта, видимо, категорически противна европейским чиновникам. Тем более что сейчас они прилагают колоссальные усилия для получения гарантий поставок в "Nabucco" туркменского газа. Многочисленные делегации из Европы и Вашингтона убеждают нового президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова отказаться от продажи газа "Газпрому" и сделать ставку на строительство Транскаспийского газопровода (по нему туркменский газ мог бы попасть в Азербайджан, оттуда по системе Баку-Тбилиси-Эрзерум в Турцию и далее в "Nabucco"). Одобрения ждут от туркменского лидера в преддверии его визита в Брюссель в начале ноября, где, как полагают, может решиться судьба каспийского газа и "Nabucco". Именно с этим был связан оптимизм немецкого министра экономики Михаэля Глосса, который недавно выражал уверенность, что документы по строительству "Nabucco" будут подписаны до конца октября.

Правда, не стоит забывать, что даже если господин Бердымухамедов дипломатично согласится сотрудничать в этом направлении с Европой - а, скорее всего, так и случится, - то это не будет означать гарантию поставок. Необходимый для загрузки трубы из Турции в Австрию газ нужно добыть, а также построить газопровод по дну Каспия.