Виктор Геращенко, председатель совета директоров нефтяной компании "ЮКОС", сидит в своем почти безлюдном офисе на десятом этаже штаб-квартиры ныне обанкротившегося нефтяного гиганта. Логотипы фирмы уже исчезли с крыши здания, с дверей и из интерьеров. Это здание в центре Москвы - мрачный символ того, что при Владимире Путине, управляющем страной восьмой год, российские власти триумфально вернулись в экономику в качестве игрока.

Как пишет сегодня "Gerald Tribune", атака на "ЮКОС" в 2003 году стала первым случаем наступления администрации В.Путина на частную компанию. В результате основатель "ЮКОСа" оказался в тюрьме, а ключевые активы - в руках государственной компании. За истекший период российская власть укрепила свой контроль за энергоресурсами, создала "защитников интересов нации" в аэрокосмической и кораблестроительной областях, взяла под управление автомобильные заводы и объявила о начале проекта по развитию нанотехнологий, на который выделено $5 млрд.

Сейчас, пишет издание, цитируемое "InoPressa", когда в стране начинается избирательная кампания, промышленники и банкиры вопрошают, хорошо ли скажется на бизнесе захват "командных высот" в экономике (выражение, отсылающее к лозунгу централизации сталинских времен). По их словам, они тревожатся, что могущественное и никому не подотчетное чиновничество окажется неспособным регулировать собственную деятельность.

Темп приобретения государством собственности ускоряется, что усиливает напряженность накануне передачи политической власти: в декабре пройдут парламентские выборы, а весной будущего года - президентские. В.Путин, которому запрещено баллотироваться на третий срок, пока не огласил имя кандидата, которому благоволит Кремль.

Некоторые крупные бизнесмены говорят, что государству нужно было самоутвердиться после хаоса 1990-х годов, когда ценными активами завладела кучка олигархов. Михаил Ходорковский приобрел за гроши нефтяные месторождения в Сибири и создал "ЮКОС", ранее бывший крупнейшим в России экспортером сырой нефти. Борис Березовский стал владельцем крупнейшего в России общенационального телеканала. Теперь телекомпания снова в руках Кремля.

Восстановление государственного контроля над энергетическими активами имеет смысл, поскольку они играют важную стратегическую роль, отметил Олег Вьюгин, председатель совета директоров "МДМ-банка" и бывший заместитель министра финансов. Высокие цены на нефть и газ позволяют государству финансировать другие ключевые проекты, сказал он, но добавил, что государство все равно должно "научиться ограничивать свои аппетиты".

Нет пощады и иностранным компаниям. При помощи угроз регулятивных органов такие компании, как "Royal Dutch Shell" со штаб-квартирой в Гааге, заставили продать контрольные пакеты их проектов "Газпрому".

Покамест нет ощущения, что инвесторы встревожены происходящим. И все же, "когда принимается любое решение, касающееся инвестиций, во главу угла ставится роль государства в экономике", - отметил Том Эдшид, портфельный менеджер московской компании "Альфа-капитал". "Вопрос в том, сможете ли вы совершить переход к экономике европейского типа без европейской системы сдержек и противовесов, ограничивающих чиновничество".