Народный депутат, экс-глава крымского главка милиции и бывший представитель президента Украины в АРК Геннадий Москаль в интервью ЛІГАБізнесІнформ оценил обстоятельства убийства 27 июля мэра Феодосии Александра Бартенева, рассказал о криминогенной ситуации в Крыму и высказал сомнения по поводу планов МВД переаттестовать милиционеров.

- Какие группировки сейчас действуют в Крыму, кто эти люди и каковы их цели?

- Группировок 1990-х уже нет. Они разбиты. Но члены ОПГ, отсидев или пересидев определенный срок, вернулись в Крым. Им никто не мешает, поэтому их активность в борьбе за ресурсы Крыма растет. Поскольку на полуострове нет крупных предприятий, кроме Крымского Титана в Армянске и Крымского содового завода в Красноперекопске, главной ценностью является земля, она всегда в цене. Другая доходная часть - выдача разрешительных документов на открытие баров, ресторанов и прочих заведений на полуострове. Борьба идет только за это.

Сейчас в Крыму действует много разных групп влияния. Мэры в группе риска потому, что без решения градоначальника в регионе и муха не пролетит. Убивают там, где есть ресурсы, где есть земля. Самые лакомые места - Большая Ялта, Алушта, Судак, Феодосия, Коктебель, Евпатория. Но в случае с убийством мэра Феодосии Александра Бартенева я бы рассматривал еще и версию контрабанды в контексте Феодосийского морского порта (с 1994 по 2008 гг. Бартенев работал в Феодосийском предприятии по обеспечению нефтепродуктами, с 1996-го - возглавлял его, - ред.).

- Расскажите подробнее. 

- Бартенев, начав политическую карьеру, покинул Феодосийское предприятия по обеспечению нефтепродуктами, но сохранил контроль над ним. Это предприятие по перевалке нефтепродуктов - самая удобная схема контрабанды. Еще в советское время на дне моря были построены магистрали для соединения с танкером, которому даже в порт для разгрузки заходить не нужно. Проверить загруженность танкера невозможно, у таможни даже водного мотоцикла нет. 

Это обязательно должно быть одной из версий следствия.

- Вам известно, как продвигается следствие по делу Бартенева?

- Никак. Болтовня руководства крымской милиции о разбойном нападении с целью отобрать барсетку не выдерживает никакой критики. Тот, кто его заказал и организовал убийство, знал, что делает. Если это банальное разбойное нападение, то почему оно до сих пор не раскрыто?

Во-первых, было известно, что у Бартенева заболевание крови, нарушение свертываемости. Накануне Дня города он только приехал с лечения (в Бартенева стреляли в ночь с пятницы на субботу, 27 июля, когда город готовился отмечать праздник, - ред.). Ранение неминуемо привело бы к летальному исходу. Медицина в этом вопросе бессильна. Его хотели отвезти в Симферополь в клинику им.Семашко, но он был нетранспортабельным. То есть нападение было с заранее известным исходом.

Сейчас вся власть в Крыму принадлежит "македонцам". Это такое новое определение, придуманное местными для обозначения выходцев из Макеевки и Донецка
Во-вторых, обрез, из которого ранили Бартенева, был подпилен под цевье. У такого оружия эффективная зона поражения метра полтора - не более. С трех метров, например, из него можно было бы застрелить лишь по чистой случайности. Это должно было быть очень близкое нападение. Такое оружие никто не использует при разбойных нападениях. Само нападение продумывалось так, чтобы почти в упор подойти к Бартеневу.

В-третьих, если это было банальное разбойное нападение, зачем преступник бросил оружие, если с помощью него он "зарабатывает" деньги? Ну, хорошо. Допустим, это рядовой грабитель. Значит, этим оружием он уже должен был много дел натворить. Не с мэра же он решил начать свою "карьеру". Я специально поднял все сводки за этот и прошлый год: ни одного случая в Феодосии и окрестностях с использованием такого оружия нет (вчера в СМИ появилась информация, что Бартенева убили из обреза, проходящего вещественным доказательством по другому делу в Тернопольской области. Официально оружие утилизировали в этом году. Теперь против ответственных лиц УМВД в Тернопольской области, отвечавших за утилизацию, открыто дело за злоупотребление положением, - ред.).

Сейчас вся власть в Крыму принадлежит "македонцам". Это такое новое определение, придуманное местными для обозначения выходцев из Макеевки и Донецка. Я полчаса назад общался с сотрудниками милиции Феодосии по делу Бартенева (разговор с Москалем состоялся 29 июля, - ред.). Мне говорят: "По делу Бартенева - ноль". Я спрашиваю: "Так чего вы не беретесь за дело?" А они: "А зачем нам это надо? Вот "македонцы" пришли, заняли все ключевые должности, главное управление, районные отделения, все службы, пусть и показывают, что они могут". То есть местные понимают, что нет смысла что-либо делать, потому что никакого карьерного роста не будет: должность освободится - приедет очередной "македонец".

- Что вам известно о событиях накануне убийства?

- Бартенев накануне нападения встречал депутатов Верховной Рады, которые приехали отмечать День города. Вечером приехала Юлия Левочкина (баллотировалась по округу в Феодосии, - ред.). Бартенев устроил ее в гостинице и возвращался домой. В час ночи - это уже была суббота - в него стреляют. Утром мэр лежит в больнице с огнестрелом, вот-вот может умереть. И тут его первый заместитель заявляет, ссылаясь якобы на слова самого Бартенева, который вообще не приходил в сознание, что День города отменять нельзя. У них там что, свой Вольф Мессинг завелся? Мэр сказал: я - умираю, а вы - танцуйте и пойте?! Это не вписывается ни в какие нормы морали, пляски нужно было отменить. Но этого не сделали. Когда концерт уже заканчивался, ведущий сообщил, что мэр города скончался.

Белый вернулся и живет в Орджоникидзе. На самой дорогой яхте в Крыму отдыхает с руководством АРК
- С кем был связан Бартенев?

- В свое время я очень много занимался Феодосией, потому что в этом регионе функционировала мощная организованная преступная группировка Белого, которого в миру звали Макаровым. Когда начался разгром группировки, Белый сбежал, а ОПГ уничтожили. В то время в эту группу входил Бартенев. У него было прозвище Майор, потому что он бывший офицер советской армии, покинул вооруженные силы в чине майора.

Сейчас Белый вернулся и живет в Орджоникидзе. Мне рассказывали, что живет очень богато. Якобы у него в распоряжении самая дорогая яхта в Крыму. На этой яхте вместе с Белым часто видят руководство Автономной Республики Крым и руководство правоохранительных органов полуострова.

- На фоне врадиевского бунта прозвучало предложение о переаттестации всех сотрудников милиции.

- Это чисто советское изобретение. Проводилось каждые три года. Введено было Берией или еще до него. Переаттестация во времена СССР использовалась для того, чтобы очиститься от неугодных партии людей. Происходило это так: бралось личное дело, перелистывалось, писалось краткое резюме и все. Даже сотрудника, как правило, никто не вызывал на собеседование. Руководство просто писало аттестацию. Мол, вот сотрудник имярек проявил себя так-то и так-то, считаю правильным его оставить (или нет) в органах внутренних дел, зачислив в резерв на выдвижение на руководящие должности. Хотя, как правило, люди из этого списка на руководящие должности не попадали (смеется).

- В современной Украине были случаи переаттестации?

- Нет, не было. И проведено это быть не может. Нет смысла. Даже если провести какую-то формальность, это ничего не изменит, потому что оценивать будут все те же люди из числа сотрудников системы. Вариант может быть другой. Я расскажу на личном примере. Когда я в 1997 году приехал в Крым, то познакомился с Армянским горотделом и Красноперекопским РОВД, они были объединены. В этом месте настолько бандиты срослись с милицией, что помочь не могла уже никакая переаттестация, я просто расформировал и всех вывел за штат. Пока шел набор новых и незапятнанных, сотрудники приезжали из других районов и работали по месяцу вахтенным методом.

Если в СССР министр был из Донецка, то ни один его заместитель, ни один начальник управления или департамента не мог быть из Донецкой области
- Хороший способ, но всех сразу не разгонишь. Что делать в масштабах страны? 

- Во-первых, нужно изменить систему подбора кадров в МВД. Круговая же порука! Сплошные кумовья, земляки, сослуживцы. А сейчас восстанавливают всех, кого когда-то сняли за должностные преступления. Если в СССР министр был из Донецка, то ни один его заместитель, ни один начальник области, ни один начальник управления, департамента или службы не мог быть из Донецкой области. Этого никто не допустил бы. Четко смотрели, чтоб не было землячества и кумовства.

Начать чистку нужно с руководства МВД. Его в полном составе нужно отправить в отставку после врадиевских событий. После - назначить профессионалов из разных областей, установив жесткий контроль над областными управлениями и вплоть до каждого отделения. Должна быть жесткая линия МВД в части борьбы с внутренними злоупотреблениями на всех уровнях. Если будет видно, что в Киеве жесткая линия на дисциплину и порядок, все регионы подчинятся. Но если разруха в МВД, никакого порядка в стране не будет. Если закон может нарушать руководство министерства, то чего хотеть от рядовых сотрудников? Личный состав должен чувствовать, что нарушения недопустимы. Раньше на коллегиях МВД десятками увольняли. Даже "скорая помощь" рядом дежурила. Сейчас этого нет.

Досье на Геннадия Москаля