Иващенко грозит реальный тюремный срок вместо условного

Бывший и. о. министра обороны Валерий Иващенко станет фигурантом судебного процесса, по итогам которого ему могут изменить условное лишение свободы на реальный пятилетний срок. Исполнить новое наказание не удастся - Иващенко получил убежище в Дании и пока не намерен возвращаться на родину. Между тем реальная уголовная ответственность грозит ряду чиновников, косвенно причастных к выезду осужденного за рубеж. Об этом пишет Сергей Сидоренко в статье "Прочь условности" издания Коммерсант-Украина.
Вчера Высший специализированный суд (ВСС) рассмотрел кассационную жалобу бывшего и. о. министра обороны Валерия Иващенко на приговор по делу о превышении им служебных полномочий. ВСС подтвердил приговор предыдущей инстанции, оставив его без изменений. Мотивационная часть будет обнародована 18 марта.
В августе 2010 года Валерий Иващенко был арестован по обвинению в превышении власти при реализации имущества Феодосийского судомеханического завода. В апреле 2012 года Печерский суд признал его виновным, приговорив к пяти годам лишения свободы, в августе 2012 года Апелляционный суд Киева смягчил приговор, заменив реальный срок на условный. В феврале 2013 года встало известно, что Иващенко выехал за рубеж и получил политическое убежище в Дании.
Бегство бывшего руководителя Минобороны стало основанием для нескольких расследований и юридических процессов, утверждают источники издания. Решение Апелляционного суда содержало ряд ограничений свободы Иващенко. В частности осужденному было запрещено без разрешения Криминально-исполнительной инспекции (КИИ) выезжать за пределы Украины, он был обязан сообщать об изменении места проживания и работы, а также регулярно отмечаться в управлении КИИ Голосеевского района Киева.
Для Иващенко был установлен "льготный" график встреч с инспектором - каждый первый вторник месяца, рассказал источник в киевской милиции. Однако после выезда за рубеж он, очевидно, не мог приходить в райотдел даже раз в месяц. В ноябре-декабре 2012 года инспектор исполнительной службы, не дождавшись явки осужденного, направлял ему письменные предупреждения об ответственности за нарушение режима. В январе 2013 года в КИИ решили осуществить привод осужденного, но наряд милиции, направленный по адресу его прописки, вернулся ни с чем. В феврале в Голосеевском райотделе милиции завели оперативно-розыскное дело в отношении Иващенко.
"В ближайшие дни, наверное, в среду-четверг, мы опубликуем детальную информацию о действиях, которые наша служба должна предпринять в этом деле в соответствии с законодательством",- прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель начальника Государственной пенитенциарной службы Игорь Андрушко.
Закон не оставляет ГПтС место для маневра. "Если осужденный не выполняет возложенные на него обязанности... КИИ подает в суд представление об отмене освобождения от наказания (условного срока, - ред.) и о направлении осужденного (в колонию, - ред.) для отбывания наказания", - требует ст. 57 Уголовно-исполнительного кодекса. На судьбу Иващенко предстоящее решение суда не повлияет - он уже заявлял, что не намерен возвращаться в Украину при действующей власти. "И даже если Украина попытается вернуть Иващенко, объявив его в розыск через Интерпол или по иным каналам, то при всем желании наших властей никто не выдаст его Украине, ведь он уже получил статус беженца", - пояснил адвокат бывшего и. о. министра Борис Нечипоренко.
Между тем в сложившейся ситуации в суд может быть направлено не только представление о пересмотре приговора Иващенко, но и уголовное дело в отношении нескольких чиновников. "Похоже, вместо Иващенко пострадают другие люди - обычные сотрудники милиции и миграционной службы, которых он вольно и невольно подставил своим побегом", - рассказал один из собеседников издания.
Под ударом оказались сотрудники Голосеевского районного управления внутренних дел, которые в прошлом году после неявок Иващенко, якобы "проводили профилактические мероприятия" - беседовали с ним о важности соблюдения правил "условного приговора". В журналах РОВД отмечено, что сотрудники милиции лично встречались с экс-чиновником, хотя позже выяснилось, что он на тот момент уже находился за пределами страны.
Кроме того, КИИ до сих пор не выяснила, как на руках у экс-чиновника оказался его загранпаспорт. СМИ ранее сообщали, что он получил официальное разрешение КИИ для выезда на лечение в Россию, а уже оттуда, без ведома Киева, направился в Европу. Однако, по версии источника, процедура была нарушена. Сотрудник паспортного стола якобы не выполнил все формальности и выдал осужденному паспорт, "не дождавшись положительного ответа всех компетентных органов". Связаться с Иващенко не удалось.
И наконец, еще одним последствием пересмотра дела Иващенко может стать обострение во взаимоотношениях Украины и ЕС. Данное дело наряду с делами Юлии Тимошенко и Юрия Луценко входит в тройку "приоритетных", по которым Брюссель считает доказанным применение избирательного правосудия. Условный приговор Иващенко считался единственным положительным сдвигом в этой сфере. Возврат к реальному сроку может быть воспринят Западом как отказ Киева от достигнутых договоренностей, несмотря на то, что в сложившейся ситуации этот пересмотр будет проведен в полном соответствии с законом.