Агрессия: что нарушила Россия в Крыму
Основания для пребывания Черноморского флота России в Украине закреплены несколькими соглашениями. Места базирования определены в ст. 2 и 3 соглашения между Украиной и РФ о параметрах раздела Черноморского флота, а также в более детализированном виде - в приложениях N2 и 3 к этому соглашению.
Для определения порядка перемещения техники ЧФ за пределами пунктов и проведения учений определяющими являются ст. 6, 8, 12 соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ в Украине. Эти статьи предусматривают необходимость получения согласования со стороны Украины. Однако порядок согласования до сих пор надлежащим образом не урегулирован, что уже несколько раз приводило к конфликтным ситуациям.
Какие пункты соглашений и международного права уже нарушила Россия своими действиями в Крыму? Мнение доцента Киевского института международных отношений Николая Гнатовского:
1. Информация о событиях в Крыму свидетельствуют об очевидном нарушении Россией основных принципов международного права, закрепленных в уставе ООН, которые имеют императивный характер и составляют основу международного правопорядка. Объяснения Москвы свидетельствуют о сознательном стремлении ввести мир в заблуждение.
Разговоры о "власти Крыма", которые якобы приглашают армию России, юридически несостоятельны не только потому, что эта "власть" является самопровозглашенной и нелегитимной, а прежде всего потому, что Крым не является субъектом международного права, территорию полуострова в международных отношениях может представлять только Украина. Любая, даже самая легитимная местная власть, избранная в Крыму, не может иметь полномочий выступать самостоятельно на внешней арене и приглашать иностранных военных. Поэтому военная оккупация Крыма, которая разворачивается на протяжении нескольких последних дней, полностью соответствует определению агрессии, закрепленному в резолюции 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 года.
2. Нарушен принцип международного права, запрещающий угрозы применения силы против территориальной целостности и политической независимости другого государства (п.4 ст.2 устава ООН, подтвержден декларацией о принципах международного права 1970 года и Хельсинкским актом СБСЕ 1975 года). Также нарушен ряд связанных с этим принципов, в частности принцип запрета вмешательства во внутренние дела, принцип территориальной целостности государства и принцип нерушимости государственных границ.
Безусловно, нарушены и нормы ряда двусторонних международных договоров между Украиной и Россией, как общего характера (о дружбе и сотрудничестве), так и конкретные, включая соглашение о базирования ЧФ РФ в Украине. Эти нарушения носят системный характер и касаются наиболее важных положений всех этих договоров.
3. В правовой плоскости действия России в Крыму дают основания Украине для реализации неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, закрепленного в ст.51 устава ООН. Целесообразно проведение срочных консультаций с государствами, потенциально готовыми стать бок о бок с Украиной для отражения внешней агрессии. Однако наличие права на самооборону не означает, что оно подлежит немедленной реализации без учета реальных военных перспектив и потенциально - трагических последствий (прежде всего - гуманитарных) вооруженного столкновения. В этом аспекте оценка ситуации - дело не столько юристов, сколько военных и политиков. Поэтому должны быть использованы все без исключения возможности для восстановления диалога.
Украине безусловно следует продолжать активную работу в рамках ООН, добиваясь принятия резолюции Совета безопасности с четкими требованиями к России прекратить агрессию и вернуть своих военных в места постоянной дислокации. Статус постоянного члена СБ предоставляет России существенные возможности блокировать работу этого органа, однако юридические и дипломатические ресурсы в рамках ООН все равно должны использоваться Украиной в полной мере и на постоянной основе. Кроме того, должны быть использованы в полной мере все другие возможности, в частности в рамках европейских региональных организаций, сотрудничества с НАТО и так далее.
Международное право позволяет пострадавшему государству, которым является Украина, принимать контрмеры с целью принуждения нарушителя к выполнению своих международных обязательств. Украина имеет возможность, если сочтет это практически целесообразным, остановить выполнение любых своих обязательств по двусторонним договорам с Россией, а некоторые из них (например, касающиеся базирования ЧФ РФ в Украине) - прекратить со ссылкой на п.1 ст.60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Арсенал юридических возможностей большой, поскольку в отношении Украины нарушены основополагающие и общепризнанные принципы и нормы международного права. Однако к применению этих разрешенных международным правом мер реагирования надо в любом случае подходить взвешенно и с учетом всех возможных последствий.
Напомним, 1 марта 2014 года Совет Федерации РФ одобрил ввод армии России на территорию Украины. Ранее за соответствующей санкцией к Совету Федерации обратился российский президент Владимир Путин, мотивируя это "экстраординарной ситуацией" в Украине, угрозой жизни гражданам России и личному составу Вооруженных сил РФ в Украине. Власти Украины заявили, что считают такие действия агрессией и военной интервенцией. Армия Украины переведена в полную боевую готовность, а российская сторона предупреждена о возможных трагических последствиях для обеих сторон в случае вторжения российский войск в Украину.
Страны-члены НАТО заявили о необходимости экстренного совещания по поводу действий России против Украины. В НАТО призвали Москву отказаться от посягательств на Украину. Министры обороны ЕС и США провели экстренные переговоры. Президент США Барак Обама полтора часа убеждал главу РФ Владимира Путина отказаться от своих замыслов, пригрозив международной изоляцией.