Блеск и нищета оппозиции. Репортаж с последнего заседания Рады
Виталию Кличко 11 января пришлось отстаивать права коллег-женщин (фото - ЛІГАБізнесІнформ)

Михаил Чечетов продолжает дирижировать. Регионалы голосуют чужими карточками. При этом проводятся нужные власти решения, даже если они идут вразрез с национальными интересами. Многообещающая фракция Свобода и лучший в мире боксер cделали картинку из сессионного зала ярче, но сути процессов не изменили. (Фоторепортаж)

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

Кресло Арбузова

На первой сессии депутаты не перетрудились - за полтора месяца провели всего шесть пленарных заседаний. При этом два последних были удивительно похожи на два первых. В один день имиджевые бонусы получает оппозиция. Она блокирует трибуну, отчаянно дерется, делает резкие бескомпромиссные заявления. На следующий день власть отыгрывает ситуацию и принимает все, что хочет. В итоге избиратель в новой яркой упаковке получает старый продукт - низкого качества решения, проведенные в нарушение Конституции чужими карточками.

На пленарном заседании 10 января оппозиционеры помешали регионалам утвердить увольнение Сергея Арбузова с должности главы Нацбанка и усадить в его кресло Игоря Соркина. Они заблокировали трибуну и потребовали принять закон, позволяющий освободить Юлию Тимошенко и Юрия Луценко, а также прекратить издевательства над лидером Батькивщины в харьковской больнице. Помимо этого они настаивали на отчете Арбузова перед увольнением.

Несмотря на заверения, что без отчета в парламенте Арбузов снят не будет, на следующий день оппозиционеры позволили большинству поменять его на Соркина. Они страшно возмущались тем, что регионалы голосуют чужими карточками, и даже потолкались в их секторе со злостными нарушителями Конституции. Тем не менее, оба решения были приняты. В кулуарах ходили слухи, что блокада 10 января была на руку регионалам, которые не успели подтянуть с курортов своих депутатов и договориться с коммунистами и внефракционными.

Судьба Тимошенко

Проект закона, позволяющий освободить Тимошенко и Луценко, большинство вместе с другими проектами включило в повестку дня. Собственно, это и позволило разблокировать работу Рады. Однако сам закон принят не был. Он набрал 161 голос при 226 необходимых. На рассмотрении проекта закона об амнистии-2013, который также предусматривал решение проблемы, оппозиция не настаивала, хотя он был включен в повестку дня.

Проект заявления Рады о евроинтеграционных устремлениях Украины был отложен по инициативе оппозиции. Глава комитета по вопросам интеграции в ЕС Григорий Немыря отметил, что нужно еще поработать над документом и внести согласованный вариант. Впрочем, даже если Рада и утвердит это заявление до саммита Украина-ЕС, который должен состояться 25 февраля, политзаключенным оно мало поможет.

Максимум, что там может быть, это призыв к президенту освободить лидеров оппозиции. Внефракционный Олег Ляшко заявил, что есть только один способ освободить Тимошенко - поменять власть. Все остальное - "профанация и имитация", которыми занимаются нынешние оппозиционные "вождики". Возразить трудно.

Женский бунт

Действительно, громких заявлений и ярких шоу, связанных с именем Тимошенко, предостаточно. Результата - ноль. Перед провальным голосованием парламентские оппозиционерки даже пригрозили власти женским бунтом. На трибуну вышла депутат от Батькивщины Александра Кужель в окружении оппозиционных депутаток.

Под аплодисменты коллег мужчин заняли трибуну. Фотографы и операторы в ложе прессы напряглись. Кужель потребовала прекратить издевательства над Тимошенко, допустить к ней депутатов-женщин от оппозиции и дать возможность Луценко прооперироваться в частной клинике. "И если наши требования не будут выполнены, мы вам обещаем такой женский бунт, что вы все вспомните, с чего начинается Украина - с женщин!" - выкрикнула Кужель напоследок и вернулась на место.

Разошлись и другие парламентские дамы. Смысл акции так и остался неразгаданной женской тайной. Возможно, так они поддержали акцию гражданского неповиновения, которую объявила экс-премьер. Впрочем, президентская парламентская гвардия голову над этой загадкой не ломала.

Школа хороших манер Кличко

На этом гендерное противостояние в Раде не закончилось. Выступая по поводу заявления Рады о евроинтеграции, депутат от УДАРа Ирина Геращенко вышла за рамки регламента. Регионалы загалдели. Что-то крикнул из первого ряда Григорий Калетник. Геращенко отметила, что она в курсе - "в сессионном зале собрались не выпускники института благородных девиц и суворовского корпуса".

Но, по ее словам, высказывания регионалов вынуждают думать, что их кумир - поручик Ржевский. Что именно сказал Калетник, Геращенко повторять отказалась. Зато, вернувшись на свое место, пожаловалась лидеру фракции Виталию Кличко. Лидер партии и боксер выслушал, немного подумал и решительно двинулся в сторону Калетника. Фотографы и операторы снова напряглись. Всем понятно, что Кличко бить не будет. Тем не менее, депутат, к которому он подходит выразить свое неудовлетворение или возмущение, всегда выглядит комично.

Боксер навис над Калетником и минут пять предлагал ему извиниться перед дамой. Регионал, как сообщил Кличко журналистам позднее, извиниться пообещал. Через некоторое время коммунист Адам Мартынюк, подтверждая, что тут не институт благородных девиц собрался, предложил оппозиционерам сначала учить матчасть, а потом "тявкать". Коммунистов принялись воспитывать уже другие люди.

И снова сдача интересов

После того, как большинство провалило законопроект по декриминализации статей Тимошенко и Луценко, оппозиция прибегла к излюбленной форме протеста. Все три фракции дружно покинули зал заседаний. Регионалы, казалось, только того и ждали. Взялись пачками принимать законы о ратификации международных соглашений. Чечетов вприпрыжку вбежал в зал и принялся дирижировать. Те, не стесняясь, жали на несколько кнопок сразу.

Несколько оппозиционеров вернулись на свои места к рассмотрению соглашения между Украиной и Россией о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, где базируется российский Черноморский флот. Ударовец Виктор Пинзеник обратил внимание на то, что по статье 5 соглашения, россияне, которые принимают участие в упреждении или ликвидации последствий чрезвычайки на территории Украины, должны действовать в соответствии с законодательством России. То есть в определенных случаях на территории Украины ввводится в действие законодательство Российской Федерации.

Пинзеник предложил отправить проект на доработку. Против его принятия высказался и депутат от Батькивщины Вячеслав Кириленко. Хотел выступить свободовец Александр Шевченко. Однако спикер Владимир Рыбак напомнил, что проект рассматривается по сокращенной процедуре: два выступающих "за" и два - "против". Тем не менее, слово Шевченко дал. Когда тот вышел на трибуну, коммунисты подняли крик. Кириленко, как он потом пояснил журналистам, "сделал замечание молодому коммунисту". Завязалась драка.

Потасовка была непродолжительной. Серьезно пострадала только одна из двух новогодних елок, установленных у парламентской трибуны. А через несколько минут и национальные интересы Украины. Не с первого раза, но все же ратификация была принята в полупустом зале. Несколько свободовцев вбежали уже после драки. Они растерянно смотрели, как регионалы с коммунистами, в том числе и чужими карточками, вводят на суверенной территории Украины законодательство России.