Дело Чорновол: зачем вмешался  Минздрав
Татьяна Чорновол в палате клиники "Борис"

Министерство здравоохранения позавчера разместило на своем сайте сообщение с выраженно положительной оценкой состояния здоровья избитой в конце декабря журналистки Татьяны Чорновол и с припиской о нежелании пациентки выписываться. Минздрав говорит: это просто новый этап, ведомство продолжает заботиться о пострадавшей. На деле ситуация выглядит не так однозначно.

В свое время Минздрав мобилизовал силы и возможности, чтобы помочь избитой и изнасилованной Оксане Макар. По делу журналистки - ведомство повторяет официальный сценарий лечения  Юлии Тимошенко. Лидера Батькивщины, как и активистку Чорновол, Минздрав Раисы Богатыревой предпочитает поскорее выпроводить из больничных стен. В частной клинике "Борис", где лечится журналистка, категоричное заявление Минздрава понять не смогли. Сама Чорновол полагает, что министр Богатырева мстит ей за публикации о коррупции в ее ведомстве. Однако могут быть и другие причины в поспешности выводов и действий министерства. 

Версия Минздрава: забота о пациентке

В заявлении министерства Богатыревой о состоянии здоровья Чорновол, со ссылкой на выводы консилиума врачей "Бориса" и одного приглашенного медика, указывается, что состояние журналистки оценивается как стабильное и удовлетворительное. В этой связи, сообщили в пресс-службе Минздрава, консилиум констатировал, что этап лечения Чорновол в условиях стационара завершен, журналистка больше не нуждается в постоянном пребывании в больнице и может быть выписана домой для амбулаторного наблюдения профильными специалистами. К выводам врачей в Минздраве добавили - "пациентка категорически отказалась от выписки".

Главный врач клиники "Борис" Ольга Перельман рассказала ЛІГАБізнесІнформ, что министерство ежедневно интересовалось состоянием здоровья Чорновол и получало соответствующую информацию. Однако, получив очередные данные об улучшении состояния журналистки, Минздрав текст своего сообщения с клиникой не согласовал.

Перельман подтвердила, что консилиум, в который входят лечащие врачи клиники "Борис" при участии доцента кафедры неврологии, допустил возможность амбулаторного лечения Чорновол. "Однако никто не говорит о том, что она здорова", - подчеркнула главврач.

Главврач клиники "Борис": Министерство ежедневно интересовалось состоянием здоровья Чорновол и получало соответствующую информацию. Однако, получив очередные данные об улучшении состояния журналистки, Минздрав текст своего сообщения с клиникой не согласовал

Не исключено, что на клинику оказывалось давление. Но сама Перельман это отрицает: "Минздрав не может и не вмешивается в процесс лечения Чорновол. Мы специально не приглашали представителей министерства в консилиум. Минздраву мы подчиняемся лишь в вопросах качества лечения. Этот вопрос они действительно могут проверить и сделать какое-то замечание. Но ничего более. Они не могут нами командовать, в частности - кого нам выписывать". 

Заместитель министра здравоохранения Александр Толстанов сегодня, отвечая на вопрос ЛІГАБізнесІнформ, отметил, что "дело Чорновол не может проходить без того, чтобы не убедились, что лечение идет в полном объеме". "Мы в процесс не влезаем, но интересоваться ходом болезни - это абсолютно нормальная практика", - утверждает он.

Кроме того, сказал Толстанов, Минздрав повышенным вниманием к Чорновол реагирует на ажиотаж в СМИ. "Мы должны реагировать на это. С точки зрения лечения и этики мы ничего не нарушаем... Мы не контролируем, а хотим, чтобы были соблюдены права гражданки Татьяны Чорновол", - сказал чиновник.

Альтернативные точки зрения

Итак, версия министерства об участии в деле журналистки - забота о ее здоровье и правах и желание снять накал страстей в этой теме. Сама журналистка действия Минздрава объясняет личной местью министра. "Это месть Богатыревой за мои публикации о грязных деньгах ее семьи, заявление пресс-службы - ее заказ", - убеждена Чорновол. В разговоре с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ она добавила, что 5 января состоялось заседание консилиума врачей, и они решили, что нужно несколько дней последить за состоянием ее здоровья. "Сегодня консилиум принял решение, что мне нужно еще побыть под наблюдением", - сообщила она ЛІГАБізнесІнформ, отметив, что у нее продолжаются головные боли, повышена температура тела.

Помимо мести, еще одним мотивом действий Минздрава может быть намерение власти снизить тяжесть преступления, совершенного группой молодчиков против журналистки. Чорновол отметила, что только лишь благодаря ее отцу, накануне нападения установившему видеорегистратор на автомобиль, прокуратура была вынуждена задержать нападавших. Но теперь власть будет любыми способами пытаться выгородить нападавших. "В итоге это дело может стать уроком для всех, кому власть заказывает терроризировать граждан", - сказала она, подчеркнув, что президент Виктор Янукович, получив неограниченные полномочия, несет ответственность за все происходящее в стране. 

Вариантов избежать наказания в виде лишения свободы  для нападавших при квалификации преступления по ч.2 ст.121 УК нет. Единственная возможность - доказать, что нанесенные журналистке повреждения были не тяжкими. Благодаря последним действиям Минздрава возможностей для этого становится больше. Выгода для нападавших в случае переквалификации налицо

Милиция проводит уголовное производство по ч.2 ст.121 УК Украины (умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, совершенное способом, имеющим характер особого мучения, или совершенное группой лиц, а также с целью запугивания потерпевшего или других лиц, или совершенное по заказу, или повлекшее смерть потерпевшего). Санкция по ч.2 ст.121 УК - от семи до десяти лет лишения свободы. Вариантов избежать наказания в виде лишения свободы  для нападавших при такой квалификации преступления нет.

Единственная возможность для них - попытаться доказать, что повреждения, нанесенные журналистке, были не тяжкими. Благодаря последним действиям Минздрава, возможностей для этого становится больше. Выгода для нападавших в случае переквалификации налицо. Санкции за нанесение повреждений средней тяжести (ст.122) - от исправительных работ до двух лет в лучшем случае, до лишения свободы на три-пять лет - в худшем. В случае с легкими повреждениями (ст. 125) - вовсе от штрафа до 50 не облагаемых налогом минимумов до ареста на срок до шести месяцев или ограничения свободы до двух лет.

Партнер адвокатского объединения Юскутум Денис Овчаров так комментирует ситуацию: "Срок пребывания в лечебном заведении имеет существенное значение для определения тяжести телесных повреждений. Соответственно, чем меньше дней пострадавшая проведет в больнице, тем больше у другой стороны будет возможностей ставить под сомнение определение тяжести телесных повреждений. Это известный прием", - сказал ЛІГАБізнесІнформ адвокат.

Чорновол с 25 декабря прошлого года по 8 января наступившего провела в больнице 14 дней. Овчаров отмечает, что один из признаков телесных повреждений средней тяжести - 21 и более дней пребывания на стационарном лечении. Сотрясения мозга, по его словам, часто признают легкими повреждениями - в зависимости от степени. Перелом носа, отметил юрист,  расценивают как легкие телесные повреждения. 

Степень тяжести причиненных телесных повреждений содержит две составляющих - медицинскую и правовую. Первая заключается в постановке диагноза и предоставленной медицинской помощи пострадавшей, вторая - в юридической оценке действий нападавших в связи с причиненными повреждениями - их квалификации в соответствии с уголовным кодексом. Фактически, определять степень тяжести повреждений Чорновол будут по совокупности факторов.

"Выводы будут сделаны, исходя из составленной медицинской документации - это записи медперсонала в медицинской карте пациента, где записаны диагноз, методика лечения и срок нахождения в стационаре, история болезни в соответствующих журналах, результатах обследований. Когда судебно-медицинская экспертиза будет определять степень тяжести повреждений, она будет учитывать каждый из факторов, как сам диагноз, так и время, необходимое для выздоровления, и проведенный курс лечения", - сказал Овчаров.

Проблема только в том, что судмедэксперты в Украине, как и судьи, следователи и обвинители, в своих действиях и выводах далеко не всегда самостоятельны и независимы. 

Читайте также: Что известно об избиении Чорновол, пробелы в версиях