Эхо Волынской трагедии: почему поляки снова говорят о геноциде
Вчера Сенат Польши (верхняя палата парламента) принял заявление по поводу 70-летия Волынской трагедии. Трагические события 1943 года, считают польские сенаторы, имели организованный и массовый характер и сопровождались жестокостью - "этнической чисткой с признаками геноцида". Виновники - ОУН и УПА. Число жертв - около 100 тысяч поляков. Украинские историки, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ, говорят о втрое меньшей цифре и о недопустимости использования слова "геноцид". Кроме того, отмечают они, в заявлении ничего не сказано об украинцах, погибших в том числе от рук польских националистов в противостоянии 1940-х .
Позиция Польши
В 2003 году к 60-летию событий на Волыни президенты Украины и Польши приняли совместное заявление примирения. Два лидера тогда выразили глубокое сожаление по поводу трагических моментов совместного прошлого. Президенты отдали дань памяти жертвам братоубийственных конфликтов и признали, что трагическая судьба постигла оба народа. Украина при этом пошла на значительную уступку, признав, что особо пострадало польское население на Волыни. В совместном заявлении парламентов Украины и Польши также подчеркивалось, что поляки преимущественно защищались.
Заявление, принятое вчера Сенатом, звучит острее: события на Волыни - "грубая акция физического уничтожения поляков, которая проводилась бандеровской фракцией ОУН и УПА". Однако несмотря на попытки польских националистов прямо обвинить украинцев в организации геноцида, Сенат не стал включать в документ обвинения в геноциде, ограничившись обтекаемой формулировкой "этнические чистки с признаками геноцида".
"Поляки стремятся к примирению и дружбе с украинцами, - говорится в резолюции. - Это подтверждается многочисленными доказательствами. Впрочем, настоящее примирение можно построить только на правде и совместном осуждении преступления". Как отмечается в документе, память о погибших на Волыни поляков "должна навсегда стать частью польского исторического сознания". В то же время в документе - ни слова о жертвах со стороны украинцев.
В провластной Партии регионов дали понять, что осуждают решение польского Сената. Регионалы говорят, что Украина в ответ могла бы поднять целый ряд трагических тем из украинско-польской истории, но это не принесет никакой пользы странами, а потому не имеет смысла. "На этой неделе мы рассматривали предложение о проведении парламентских слушаний на тему, скажем так, переселения украинцев с территорий, входящих сегодня в состав Польши. В результате мог бы возникнуть вопрос о признании депортации украинцев польской стороной", - сказал ЛІГАБізнесІнформ регионал Иван Попеску.
Он напомнил, что первый президент Леонид Кравчук накануне посещал Польшу и убеждал Сенат не принимать резких заявлений. "Бывший президент Польши Александр Квасьневский тоже выступал за гибкие формулировки. Но Сенат принял решение, которое принял. Теперь мы можем лишь с сожалением принять его к сведению. Давайте не будем драматизировать ситуацию. Мы все же должны смотреть в будущее, и рассчитываем на поддержку Польши на пути Украины в Евросоюз", - добавил регионал.
Украинские националисты не скрывают разочарования. "Мы все делали, чтобы таких заявлений не было", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ депутат от Свободы Олег Панькевич. По его словам, в Польше набирает силу "определенная политическая линия". "Раньше шла речь о том, что виновны обе стороны, потому что была война и гибли люди. Но теперь нас ставят перед фактом: УПА - преступники, Армия Крайова - герои, несмотря на то, что проводили этнические чистки", - сказал депутат.
Панькевич отмечает, что в Польше все чаще говорят о "возврате исторических земель". Он убежден, что заявление Сената и такие разговоры навредят не только украинско-польским отношениям, но и самой Польше. "Карта Европы перекраивалась множество раз. Если цель заявления Сената кроется именно в этом контексте, то этот бумеранг может ударить по самой Польше", - говорит свободовец.
Он отмечает, что Украина и Польша должны искать пути сближения, а не "принимать заявления, вредящие нашим добрососедским отношениям". "Иначе мы можем напомнить об этнических чистках со стороны поляков, оккупации украинских земель, сжигании украинских церквей... И тогда, возможно, эта шовинистическая польская линия не будет принята в самой Польше, потому что, зная всю правду, молодое поколение поляков поймет настоящую цель заявлений этих политиканов, делающих карьеру на старых ранах двух народов", - добавил Панькевич, отметив, что фракция Свободы в ближайшее время публично выскажет свою позицию по поводу решения Сената Польши.
Мнение историков
Украинские историки говорят, что перечисленные в заявлении польского Сената факты не соответствуют действительности, а польская политическая элита возвращается к старым мифологическим штампам. Один из них - использование термина "геноцид" в контексте волынских событий. "Никаких исторических и юридических обоснований использованию такой формулировки нет. Гибли представители обеих сторон", - сказал ЛІГАБізнесІнформ историк Владимир Вятрович. По его словам, в истории XX столетия в принципе не было случая, когда геноцид осуществляло не государство. Историк Иван Патриляк добавляет, что термин "геноцид" в контексте волынских событий мог возникнуть не только как идеологическая платформа для польских националистов, но и как подоплека для территориальных претензий. "Утверждая, что на Волыни был геноцид, поляки могут позже заявить, что эта территория принадлежит им, а украинцы просто уничтожили поляков и самовольно там поселились", - говорит историк.
Второй миф касается количества жертв. Историки говорят, что информация о 100 тысячах убитых поляков не подкреплена данными. "Нет методологии. Ева Семашко, которая в Польше считается экспертом по этой тематике, утверждает, что в результате исследовательской работы установлена смерть 36 тысяч поляков. Но достоверно удалось установить фамилии лишь 19 тысяч. При этом Семашко утверждает, не приводя объяснений по методологии, что жертв гораздо больше - 50-60 тысяч", - сказал Вятрович. И добавил, что украинские исследователи, проводившие работу в тех же регионах, часто отмечали существенное преувеличение числа жертв. "100 тысяч - число политическое", - считает историк. С ним согласен и Патриляк: "Речь о цифрах, взятых с потолка. Достоверно известно о 19 тысяч. Зачем выдумывать еще? Это ненаучно", - говорит он.
Еще один миф, говорят украинские историки, касается событий 9 февраля 1943 года. В заявлении Сената говорится, что в этот день отряды УПА вторглись в село Паросля, где устроили "грубую акцию физического уничтожения поляков". Якобы именно это событие стало началом войны. "Село действительно было уничтожено, но нет никаких доказательств, указывающих на украинцев. Это гипотеза. И очень жаль, что такие мифы попадают в заявления на таком высоком уровне", - сказал Вятрович. Он также добавил, что в истории волынских противостояний нет конкретной даты, которую можно считать отправной точкой конфликта - каждая из сторон может считать то или иное событие началом войны. "Я считаю, что конфликт перешел в военную фазу во второй половине 1942 года на территории Холмщины, о чем не хотят говорить польские историки, несмотря на десятки документов, подтверждающих убийства поляками украинцев", - отметил историк.