Финал аннексии. Эксперты о ликвидации Крымского округа
Фото: Алина Ярыш
28 июля Владимир Путин в очередной раз доказал тем немногим, кто еще сомневался: в России есть только один властитель, все остальные - исполнители и наблюдатели.

За одно утро по воле президента РФ в стране провели самые масштабные перестановки 2016 года. Уволены и назначены 4 губернатора (в том числе аннексированного Севастополя), 3 полномочных представителя президента в федеральных округах, глава таможни и посол в Украине. А также самое главное: созданный после аннексии в марте 2014 года Крымский федеральный округ (КФО) упразднен и включен в состав Южного федерального округа (ЮФО).


Экс-губернатор Севастополя Сергей Меняйло, которого перевели на должность полпреда в Сибирь, комментируя перестановку по горячим следам, уверял, что не в курсе ситуации: "Из прессы узнаю о своем назначении. Я честно говорю, что не знал об этом". В то же время в указе Владимира Путина шла речь об отставке "по собственному желанию".

Сам российский президент день масштабной кадровой рокировки провел в Тверской области: завтракал в поле с механизаторами местным йогуртом с клюквой (на фото). Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал произошедшее "обычной ротацией". 

 (фото - kremlin.ru)

Но у экспертов, кроме банального "так уж сошлось", есть еще 3 версии случившегося: намеренное усиление людей в погонах, которым президент РФ доверяет, в целях его собственной безопасности (уже 16 из 85 глав субъектов федерации - выходцы из разных силовых структур); предвыборная "встряска" регионов для укрепления позиций провластной партии Единая Россия; напоминание от Владимира Путина, кто в стране хозяин (пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подчеркнул: кадровые перестановки - "личное решение главы государства").

Игра в геополитику закончилась 

В России федеральные округа были созданы указом президента в 2000 году и не прописаны в Конституции государства, то есть не являются частью его административно-территориального деления. Всего таких округов 8, в состав каждого входят от 6 до 18 субъектов РФ, каждым руководит полномочный представитель президента, им же и назначенный. Фактически это параллельные органы управления страной, выстроенная президентская вертикаль власти. 

Упразднение Крымского федерального округа - это второй этап полной интеграции аннексированного полуострова в структуру России. На первом этапе Крыму дали время свыкнуться с политическими, экономическими и юридическими реалиями РФ. Для этого и был создан отдельный федеральный округ и даже специальное Министерство по Крыму. КФО был наименьшим по количеству субъектов (всего 2), площади, численности населения и полностью располагался на полуострове. 

Теперь в Кремле решили, что адаптация окончена и нет больше смысла как-то выделять аннексированную территорию. Утратившие административную "элитарность" Республика Крым и Севастополь стали "как все" и влились в ЮФО на равных с другими субъектами условиях.

"Там общие точки роста, схожий набор проблем, - аргументировал решение главы РФ Дмитрий Песков. - В данном случае просто исходили из целесообразности и необходимости повышения эффективности управления". Какие именно точки роста и проблемы имелись в виду, представитель президента России не разъяснил. Еще он пообещал, что для крымчан это "ничего не меняет", а наоборот, "призвано иметь позитивный эффект".

"Это означает, что аннексия Крыма завершена и он является не особым регионом РФ, а одним из. Соответствующий сигнал посылается и региональным элитам, и населению полуострова: теперь не Москва за вас отвечает, а Ростов, которому вы и будете подчиняться", - объясняет Илья Пономарев, бывший депутат Госдумы РФ и единственный, кто проголосовал против "присоединения" Крыма к России. 

Схожего мнения придерживается и Наталья Зубаревич, экономико-географ, директор региональной программы российского Независимого института социальной политики: "Форс-мажор закончился, геополитический приоритет Крыма перестал быть таким острым, началась рутина. Рутина не требует специального федерального округа, поэтому статус Крыма понижен".

Впрочем, с точки зрения экономики, упразднение КФО "ровным счетом ничего не меняет", уверяет эксперт, поскольку должность полпреда не предполагает реальных полномочий в сфере социально-экономического развития.
Наталья Зубаревич: Форс-мажор закончился, геополитический приоритет Крыма перестал быть таким острым, началась рутина. Рутина не требует специального федерального округа, поэтому статус Крыма понижен

"Это слуги государевы, которые надзирают, собирают компромат, строчат в Кремль бумаги и собирают всех глав субъектов в центре округа, когда приезжает большое федеральное начальство. Уровень ФО не обладает никакими финансовыми полномочиями, через него не идут никакие деньги. Межбюджетные отношения - это строго отношения “центр-субъект”", - разъясняет Зубаревич.

Провластные российские эксперты настаивают, что Крым в составе ЮФО будет смотреться органично, поскольку на полуострове нет важных для РФ транспортных узлов и экономических центров. Крым и российский юг после административного слияния образовали один большой макрорегион и стратегия развития теперь у них будет общей.

"Сначала полагали, что будет экстремальное внимание к развитию [Крыма], но сейчас понятно, что деньги есть в основном на мост, на все остальное - не очень. Кризис, денег в стране мало, а это [упразднение КФО] к тому же снижение управленческих издержек", - добавляет Зубаревич. Таким образом, на одного полпреда и его аппарат в России стало меньше.

Роль ЮФО станет значительнее после включения в его состав аннексированного полуострова. Крымские чиновники тесно связаны с Москвой, соответственно вполне могут повлиять на расклады сил в пополненном округе. А Крыму придется решать свои проблемы не напрямую в Кремле, а транзитом через Ростов-на-Дону.

К слову, теперь уже бывший полпред в КФО Олег Белавенцев, больше двух лет возглавлявший округ, никак не прокомментировал его ликвидацию. Самопровозглашенный глава Крыма Сергей Аксенов пожелал Белавенцеву успехов на новом посту, добавив: "Мы - солдаты президента и выполняем его приказы".
Драка за Севастополь

Открытый острый конфликт между бывшим губернатором города Сергеем Меняйло и спикером оккупационного заксобрания Севастополя Алексеем Чалым давно нуждался в федеральном вмешательстве. 

За 2 года управления Меняйло утомил и начал раздражать многих. Он отдавал земли "Ночным волкам" за бесценок, занимался кумовством, назначая людей на посты в администрации, поставил священника директором музея-заповедника "Херсонес Таврический". Скандалы, митинги и протесты неотлучно сопровождали экс-губернатора. Дошло до того, что инициативная группа собрала больше 5 000 подписей под прошением к Владимиру Путину о его отставке.

Теперь Меняйло уехал развивать Сибирь, а на его место пришел замминистра промышленности и торговли РФ Дмитрий Овсянников, приближенный к российскому вице-премьеру Дмитрию Козаку.

"Это внутриаппаратная история. Предыдущее руководство КФО были люди господина Шойгу [министра обороны РФ] и соответственно упразднением округа Шойгу дали понять, что он больше не занимается Крымом", - полагает Илья Пономарев.

Экс-полпред в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев - выпускник военного училища в Севастополе и давний соратник министра обороны России Сергея Шойгу. Разные источники сообщают, что именно он в феврале-марте 2014 года курировал действия местных сепаратистов и был связующим звеном между ними и российскими военными. Тогда же экс-губернатор Севастополя Сергей Меняйло командовал действиями российских военных в городе. 

Назначение Овсянникова также указывает на смену подхода Кремля к управлению полуостровом. 

"Легко прийти к выводу, что Овсянников - это такой своеобразный подарок Чалому. Человек, который по своим характеристикам полностью Чалого устраивает. Это не сильная, как мне кажется, в управленческом плане фигура, без серьезного опыта административной работы, и Овсянников сейчас будет зависеть от Чалого и его окружения", - прогнозирует севастопольский политолог Мирослав Шульц. 



Кроме того, отставка Меняйло - это еще и попытка Кремля скрыть отсутствие денег и прикрыться от нарастающего недовольства крымчан не оправдавшим их экономические надежды экс-губернатором. После аннексии Крым стал одним из лидеров среди дотационных регионов России и рекордсменом по инфляции - 80% за 2 года. Из-за санкций ушли иностранные компании и инвестиции, подорожали продукты питания, снизился турпоток: "денег нет, но вы держитесь". 

"Чалый неоднократно заявлял, что знает, как решить бюджетные проблемы, связанные с расходами и доходами. Сейчас он оказался перед выбором. Ему пошли на встречу из Кремля и предлагают взять на себя часть ответственности за ситуацию в Севастополе, а именно - вернуться на должность председателя заксобрания", - разъясняет Шульц. 

Наполнение бюджета города предполагает приватизацию коммунальной собственности и повышение тарифов на внутренние городские перевозки и коммунальные услуги. Эксперт уверен, что Меняйло, обладая очень низким рейтингом, не смог себе этого позволить. 

"Если Чалый - самый рейтинговый политик Севастополя - сейчас возвращается в заксобрание и фактически берет на себя ответственность за повышение тарифов, тогда некий его авторитет, который еще действует магически на часть севастопольцев, поможет сгладить возможные социальные протесты", - считает Шульц.

Впрочем, политолог прогнозирует, что "идиллия и дружба" тандема Чалый-Овсяннинов продлиться не больше полугода. Затем постепенно будут формироваться линии разлома между окружениями "народного мэра" и нового губернатора.

Ворованное останется ворованным

"Если кто-то думает, что украденное можно перенести в другую комнату, и оно перестанет быть украденным - это очень ошибочная политика", - метафорически намекнул замглавы МИД Украины Сергей Кислица на возможное желание России таким образом избежать западных санкций, касающихся непосредственно Крыма.

Дипломат также понадеялся, что санкции распространятся на весь Южный федеральный округ. Впрочем, это маловероятно, поскольку для международного сообщества нет разницы, к какой административной единице Россия зачисляет аннексированный полуостров. Указ Владимира Путина не создает правовых последствий, не влияет на статус Автономной Республики Крым и Севастополя и не меняет международно признанных границ Украины.

"Для США это решение не имеет никакого значения. Мы не признаем аннексию Крыма, и поэтому наша санкционная политика не меняется от того, кто является губернатором Севастополя или Крыма", - озвучил позицию своей страны посол США в Украине Джеффри Пайетт.

Евросоюз вообще не комментировал упразднение КФО.

"Это однозначно позиция выжидания [со стороны ЕС]. Они рассуждают над тем, какие механизмы в применении санкций и мониторинге их исполнения могут быть изменены. ЕС - структура более бюрократизированная и инертная, чем США", - полагает Юлия Тищенко, эксперт Украинского независимого центра политических исследований.

Также остается открытым вопрос о персональных санкциях в отношении новых чиновников, а также руководства ЮФО, к которому теперь Россия отнесла Крым.

"Не крымчане - юфочане"

Правозащитники обеспокоены отменой особого статуса полуострова в структуре РФ, предполагая, что крымчанам станет труднее добиться решения социальных проблем, поскольку большинство местных вопросов будет рассматривать не Симферополь и Севастополь, а Ростов-на-Дону. 

Также возникает вопрос о кадровых изменениях на полуострове. Вполне прогнозируемо, что чиновники из других регионов России начнут вытеснять местных управленцев.

"Им не известны особенности и специфика Крыма, местные проблемы для них чужды. Поскольку с Крымом они никак не связаны, то им будет гораздо проще принимать решения, которые могут негативно сказаться на судьбах многих крымчан, например, передача их собственности “большим управленцам”, выселение людей с прибрежных элитных территорий, закрытие местных предприятий и т.д.", - заявляет Крымская правозащитная группа.

Уже назрел вопрос об участи Крымского федерального университета (КФУ). Он может лишиться своего статуса после переподчинения полуострова ЮФО, поскольку каждый федеральный округ имеет один федеральный университет, а в Ростове-на-Дону уже есть свой. Если же КФУ превратят в Крымский государственный университет, это потянет за собой урезание и так скудного финансирования и прав.

В сознании россиян и жителей полуострова Крым стал частью континентальной России и теперь его труднее воспринимать как автономное образование, а украинцам в Крыму еще сложнее сохранять связи с материком.

Вполне возможно, следующий шаг обещанной полной интеграции - лишение Севастополя статуса города федерального значения.

Алёна Савчук, Тарас Ибрагимов