Годовщина побоища на Банковой. Почему бойцы "Беркута" не сидят
30 ноября 2013 года разгон студенческого Майдана казался верхом жестокости властей в Украине. Однако, уже на следующий день команда Януковича показала, что это не так.
Сегодня исполнился год со дня массового избиения людей на улице Банковая, - 1 декабря 2013 года сотрудники милицейского спецподразделения "Беркут" провели жестокую атаку на демонтстрантов и журналистов. Превышая все допустимые служебные полномочия , милиция пустила в ход слезоточивый газ, светошумовые гранаты, запрещенные пластиковые дубинки, добивала ногами лежащих на земле людей. По улице Институтская каждые две минуты проносилась скорая помощь. Избитых с Банковой к Национальному банку, где останавливались скорые, выносили медики-волонтеры и сами участники акции.Были избиты десятки людей.
В список пострадавших, кроме активистов, попали и украинские журналисты, освещавшие в тот вечер акции протеста на Банковой. Наклейки "Пресса" и журналистские удостоверения не только не спасали, но скорее были красной тряпкой для бойцов спецподразделения. Фотокорреспондента ЛІГАБізнесІнформ Александра Перевозника избивали 7-8 бойцов "Беркута". Его попытки объяснить, кто он, милицию только злили: "А, так ты, с...ка, журналист. Ну на!" Днепропетровского журналиста Валерия Гарагуца сначала избили, а затем еще и арестовали по подозрению в участии в массовых беспорядках.
Первое декабря 2013 года стало одним из рекордных в Украине дней по количеству избиений журналистов - было избито 50 сотрудников медиа.
Фотофакт: как "Беркут" бил журналиста ЛІГАБізнесІнформ
С тех пор прошел год, но ни один милиционер за эти избиения не наказан: следствие стоит на месте. Почему никто из бойцов "Беркута" не наказан по делу Банковой?
"Следственные действия вообще не проводятся. Дело пытаются все время закрыть, но пока не удалось. Не исключено, что есть торможение на всех стадиях", - отметил координатор юридической группы по защите пострадавших 1 декабря журналистов, адвокат, управляющий партнер АО Юскутум Артем Афян.
По словам Афяна, следствие тормозится по двум причинам. Первая - это корпоративная солидарность сотрудников милиции, которые не хотят работать против своих же коллег. Вторая - большинство пострадавших год спустя уже не видят смысла продолжать расследование. "Плюс, не ведется нормальная работа по идентификации сотрудников милиции, которые превышали свои полномочия. Это довольно сложно, и время тут работает против следствия. Мы даже расписывали план, по которому должна быть проведена эта идентификация, но ничего не сделано. Во всяком случае, мы не видим в материалах дела даже истребования информации о том, кто из милиционеров 1 декабря был в командировках. И это касается не только дела журналистов. До сих пор, насколько нам известно, не установлены конкретные милиционеры, которые просто находились на Банковой, чтобы в дальнейшем выяснять, кто из них и что делал", - сказал Афян.
Шансы расследовать это дело, отмечает адвокат, еще есть, но с каждым днем их все меньше.
Адвокат одного из пострадавших на Банковой журналистов Виталий Тытыч подтверждает: следствие было исключительно формальным, в понимании требований уголовного законодательства оно практически не проводилось: "Формально были признаны потерпевшими лица, которые обратились с заявлениями. И с того времени ни одного следственного действия, кроме, например, допроса через восемь месяцев после двух адвокатских обращений моего клиента Александра Заклецкого, не было. Вряд ли это можно считать надлежащим расследованием", - отметил он.
Адвокаты подавали запросы и пытались инициировать необходимые следственные действия, добиться вызова и допроса свидетелей, раскрытия информации МВД по организации разгона участников акции - все бесполезно. Хотя, согласно требованиям закона, информация по организации разгона и результатам его проведения, с отчетом о применении спецсредств и количеством пострадавших, должна была поступить в прокуратуру сразу после 1 декабря. В официальных ответах прокуратуры говорится, что МВД эту информацию не предоставило.
"Те отмазки, которые использует прокуратура при расследовании, - что Министерство внутренних дел от нее что-то скрывает, - все это бред. Прокуратура в нашей стране наделена всеми полномочиями для того, чтобы расследовать преступление. Если какое-либо лицо не выполняет требование прокуратуры, оно должно быть привлечено к ответственности. А уничтожение доказательств и сокрытие преступления - это тоже преступление", - отметил Тытыч.
По его словам, адвокаты подготовили представление относительно комплементарности и приемлемости для Международного уголовного суда, которое касалось всех преступлений, совершенных на Майдане, и в первую очередь убийств и расстрелов. "Но начинали мы как раз с первых преступлений, потому что они являются одной цепочкой", - пояснил он.
В этом официальном документе, отвечая на вопрос, почему дело не может быть расследовано национальными органами, адвокаты назвали ряд объективных и субъективных причин. К числу объективных они отнесли отсутствие правоохранительных органов в Украине как таковых.
"Есть определенные организации, которые называются прокуратурой, МВД, но вместо расследования преступлений они становятся субъектами, которые генерируют еще более серьезные преступления", - сказал Тытыч. Второй объективной причиной защитники назвали деградацию правоохранительных органов, которые физически не могут провести расследование в силу определенных недостатков "как интеллектуального характера, так и материально-технической базы". "Субъективная причина - следователям это просто не надо. Следователь работает за 2 тысячи гривень, и приходит работать в МВД или прокуратуру не для того, чтобы расследовать преступление, а чтобы найти какого-то коммерсанта, которого можно подоить. Это их интересует... Все остальное - в последнюю очередь. Ну и вторая причина - огромная загруженность следователей", - подчеркнул Тытыч.
О саботаже расследования совершенных на Майдане преступлений, адвокаты сообщали ЛІГАБізнесІнформ еще в апреле. Юристы не исключали: государство опасается разрушения силового аппарата, имидж которого и без того упал. "Я прекрасно понимаю эту дилемму. Но как юрист я не могу не отмечать, что власть пошла по очень простому, но опасному пути... Конкретные лица не понесут никакой ответственности за то, что делали", - сказал тогда Афян.
С дня побоища на Банковой в Украине сменились министр внутренних дел, два генеральных прокурора с заместителями, и даже президент. Но расследование дела Банковой, в частности массового избиения журналистов, так и не сдвинулось с мертвой точки. Кстати, министр внутренних дел Арсен Аваков, по квоте Народного фронта сохраняет свой пост и в новом правительстве.