Итоги недели: резолюция ПАСЕ, свидетели Луценко и родня Тимошенко
13224e7c63520bb9907ed60e3d122a0b.jpg

Главную тему минувшей недели определить несложно - принятие Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) ультимативной резолюции в отношении Украины легко затмевает все остальные информационные поводы. Европа уже не просто намекает и выражает опасения, а прямо грозит санкциями, если украинская власть не исправит все то, что сделала за полтора года в отношении политической оппозиции. Кроме того, не обошлась неделя и без традиционных новостей с оппозиционно-судебным оттенком. Так, суд разрешил Генпрокуратуре возобновить старое дело против сотрудников ЕЭСУ, и, в частности, против свекра Юлии Тимошенко. А что касается слушаний по делу экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, то суд зачитал досудебные показания десятков свидетелей с листа - без самих очевидцев и очень быстро.

Последнее европейское предупреждение

В четверг, 26 января, в Страсбурге была принята резолюция о ситуации с демократией в Украине. Европа не только оправдала ожидания украинской оппозиции, но даже превзошла их, дав понять, что в случае продолжения курса украинской власти на сворачивание демократических процессов в Украине, ко всей стране, а не только к ее руководству, будут применены жесткие санкции.

Даже если градус недовольства ПАСЕ сегодняшней Украиной оказался неожиданно высоким, то в целом чего-то подобного можно было ожидать после регулярных намеков и призывов к власти Виктора Януковича быть сдержаннее и гуманнее в обращении со своими оппонентами. Так, ПАСЕ призвала Януковича не только выпустить из тюрьмы экс-премьера Тимошенко и других членов прежнего правительства, но и позволить им участвовать в предстоящих парламентских выборах. Кроме того, Ассамблея призвала украинские власти оперативно декриминализировать статьи, по которым была осуждена Тимошенко, таким образом давая понять, что Европа не просто имеет замечания к Украине, но и категорически не приемлет курс, проводимый ее сегодняшним руководством.

Кроме политико-уголовных дел в ПАСЕ вспомнили и об обновленном избирательном законодательстве Украины. Ассамблея настоятельно просит снизить проходной барьер и позволить участвовать в гонке блокам политических партий.

На критику ПАСЕ в Украине отреагировали своеобразно. Так, власть через МИД дала понять, что не видит никакой угрозы в принятой резолюции, а даже, напротив, выражает благодарность Ассамблее за критику. Позднее президент Янукович и вовсе скажет, что все процессы в Украине проходят в точном соответствии с безальтернативным курсом евроинтеграции. Представители же оппозиции выглядели после случившего весьма растерянными. С одной стороны, чувствовалась радость от того, что Европа, наконец, переходит от слов к делу в отношениях с Януковичем. С другой же, в комментариях оппозиционеров читается опасение, что вместе с властью может быть плохо всей Украине, так как едва ли Тимошенко и Луценко окажутся на свободе

Стоит отдельно отметить, что на выполнение ультиматума ПАСЕ дало некоторые, не обозначенные конкретно, "разумные сроки".

Судебный форсаж и свидетели-заочники

Не секрет, что большинство свидетелей, проходящих по делу экс-главы МВД Луценко, свидетельствовали в пользу обвиняемого. С каждым новым заседанием суда ленты новостей пестрили похожими заголовками: "Еще один свидетель встал на сторону экс-министра". По какой-то причине суд на прошедшей неделе принял решение воздержаться от непосредственного общения со свидетелями, предпочтя заочное зачитывание их досудебных показаний.

Официально отсутствие свидетелей в зале суда преподносится как физическая невозможность последних лично присутствовать на процессе.

Отказ суда перенести слушание на другой, более удобный для свидетелей, день продолжает логику форсирования процесса, которая начала проявляться после известного 14-часого заседания двумя неделями ранее. Тогда плохо становилось не только подсудимому Луценко, но даже представителям обвинения.

Еще одним явным признаком "включенного форсажа" в процессе над Луценко можно считать решение суда от 26 января по разделению нынешнего уголовного дела в отношении экс-министрам на две части.

Защита Луценко традиционно протестует против решений судьи Сергея Вовка, заявляет отвод всей судейской коллегии, однако суд не менее традиционно игнорирует все протесты. А Луценко ждет, надеется на Европейский суд и, как всегда, много шутит.

Дело Тимошенко: семья под угрозой

Юлия Тимошенко - не единственная из своей семьи, кому довелось увидеть изнутри тюремные камеры. Кроме ее мужа Александра, десять лет назад провел за решеткой по делу ЕЭСУ и свекр - Геннадий Тимошенко. И вот, у него на прошлой неделе появилась возможность еще раз пережить не самые светлые дни своей жизни.

25 января Апелляционный суд Киева разрешил Генпрокуратуре преследовать Геннадия Тимошенко и бывшего бухгалтера ЕЭСУ, а сейчас нардепа-бютовца Антонину Болюру, несмотря на решение двух палат Верховного суда от 2005 года.

Это значит, что украинские силовики получили возможность вновь по полной программе раскручивать дело ЕЭСУ, добавляя, тем самым, Тимошенко седых волос, а, возможно, и лет тюремного заключения.

"Власть и силовые структуры хотят дожать Юлию Тимошенко через уголовные дела против ее свекра Геннадия Тимошенко… Считаю, что использовать ближайшее окружение для политического давления - наиболее аморально", - заявил адвокат экс-премьера Любомир Дроздовский.

Что же касается представителей власти, то генеральный прокурор Виктор Пшонка дал понять, что даже на этом, скорее всего, уголовные дела Тимошенко не прекратятся. К примеру, генпрокурор убежден в том, что Тимошенко должна ответить, как минимум, еще по одному эпизоду своей биографии - сотрудничестве с Павлом Лазаренко.