Новые назначения в СБУ: Янукович урезал влияние Хорошковского
Кабинет министров и спецслужбы продолжает лихорадить после отставки первого вице-премьера Андрея Клюева. Последние назначения в СБУ говорят о том, что Валерий Хорошковский, которого группа Левочкина активно продвигает на пост премьера, оказался в подвешенном состоянии. Пост первого вице-премьера может стать для него и трамплином, и обрывом. По крайней мере, пока положение Хорошковского довольно шатко - он лишился влияния на СБУ, не получил влияния на Минфин, а веса в правительстве Азарова пока не приобрел.
Два полюса
Интрига с назначением Петра Порошенко министром экономразвития сопровождалась забавной оправдательной кампанией со стороны властей. Столкнувшись со своенравием Порошенко, не связанного донецкой партийной дисциплиной, и его отказом занять пост "не того" министра, власть была вынуждена что-то объяснять для поддержания престижа президента. И сам Виктор Янукович в недавнем интервью, и штатные пропагандисты Партии регионов озвучили такую версию: Порошенко не стал министром экономики не потому, что не принял предложение (якобы он рассчитывал на пост министра финансов). Мол, президент будто бы захотел вначале посмотреть на программу действий, которую Порошенко изложит в письменном виде, а потом уже гарант окончательно определится с кандидатом.
Ситуация с неназначением Порошенко министром экономики и Юрия Колобова министром финансов показывает: волны, вызванные разбалансированием системы власти после отставки первого вице-премьера Клюева, никак не улягутся. Оставшиеся в окружении президента группы пытаются продвинуть на вакантные должности своих ставленников. Сам президент старается почувствовать меру кланового баланса, которого стало не хватать после падения Клюева - этого казавшегося незыблемым столпа Партии регионов.
Добавляет остроты и задержка с назначением на должность главы Минфина Колобова - человека главы Нацбанка Сергея Арбузова, в широком смысле - ставленника Семьи. Это означает, что, не успев остыть после победы над Клюевым, оставшаяся приближенной к президенту группа Росукрэнерго (с нею связывают главу АП Сергея Левочкина, Хорошковского, главу Минэнерго Юрия Бойко, бизнесмена Дмитрия Фирташа) вольно или невольно начала конкурировать с Семьей. Главная ставка - не только кресло руководителя Минфина, но и пост премьер-министра.
Контора уходит
Произошедшее на прошлой неделе назначение Хорошковского первым вице-премьером оставило двоякое впечатление. С одной стороны, он был формально повышен в должности. С другой стороны, его лишили реального портфеля министра финансов. В своих оценках назначения сторонники и противники первого вице-премьера, опрошенные корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ, были диаметрально противоположны. Люди с Банковой говорили о том, что «наш» Хорошковский будет курировать экономическую политику Кабмина, а, следовательно, контролировать Минфин. Представители Кабмина в ответ на это кулуарно заявляли, что Хорошковский вместе с Левочкиным вступили в конфликт с Семьей, и дальнейшая судьба Валерия Ивановича будет не столь оптимистичной, как рассчитывают его провайдеры с Банковой. Коллеги с Банковой заочно парировали, что с Семьей (в частности, с сыном президента Александром Януковичем) у них «дружба, любовь и полное взаимопонимание», а определенные конфликты есть только со второстепенными персонажами разрастающейся «семейной артели».
Впрочем, факты пока говорят о том, что личное влияние Хорошковского уменьшается. Об этом свидетельствуют последние назначения в СБУ. В минувшую субботу, например, первым заместителем главы СБУ Игоря Калинина был назначен известный «Конторе» генерал Петр Шатковский (до 21 февраля вторым первым замом главы СБУ был Владимир Химей). До сих пор Шатковский занимал должность замглавы Службы внешней разведки, а ранее - должность замглавы Cекретариата президента при Ющенко. На посту первого заместителя, давний союзник клана экс-главы СБУ Леонида Деркача и его сына, нардепа-регионала Андрея Деркача генерал Шатковский в определенной мере потеснил другого первого зама - Владимира Рокитского, человека, лояльного к Хорошковскому. Таким образом, Рокитский остается руководителем главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, так называемого главка «К». Однако игра на вымывание из СБУ людей Хорошковского очевидна. Двумя неделями ранее с должности начальника департамента защиты национальной государственности (департамент «Т») президентским указом «ушли» лояльного к Хорошковскому Леонида Пьяту, который был заменен на Андрея Седика. Последний в 2010 году трудился в службе охраны Партии регионов, в то время как Калинин отвечал за безопасность лидера партии - Януковича. Кстати, в тот же день президент назначил и нового главу управления работы с личным составом - Александра Коншина.
После увольнения Пьяты собеседники ЛІГАБізнесІнформ в СБУ отмечали, что между Калининым и Хорошковским (напомним, 18 января он был отправлен с поста председателя СБУ в кресло министра финансов) есть определенное разграничение сфер влияния. Калинин якобы брал под контроль все вопросы, связанные с обеспечением безопасности первого лица государства, в том числе департаменты «А» (спецподразделение «Альфа») и «Т», отвечающий за вопросы борьбы с терроризмом. Хорошковский же через Рокитского оставлял за собой неформальный контроль над департаментом «К» и «экономикой» - департаментом контрразведывательной защиты экономики государства. Сейчас эта договоренность, похоже, теряет силу. Влияние Хорошковского на СБУ, скорее всего, будет уменьшаться.
Весенние премьеры
На Банковой не скрывают, что пост первого «вице» рассматривается самим Хорошковским как плацдарм для завоевания главного кресла в Кабмине. Однако игра, которую затеяла группа Росукрэнерго (РУЭ), может оказаться рисковой. В идеале и Семья, и РУЭ хотят получить в свое распоряжение два кресла - министра финансов и премьер-министра. В случае, если победу в противостоянии одержит Семья, Хорошковский на посту вице-премьера окажется изолирован от принятия серьезных решений. Пока что семейным кандидатом на пост главы Кабмина считается глава Нацбанка Арбузов. Однако частота упоминания имени Арбузова в качестве преемника Николая Азарова противоречит тенденции, по которой все кадровые назначения в последние полтора года проходят молниеносно и неожиданно для публики.
«Президент, похоже, осознает проблемы в социально-экономической политике, и ему нужны новые люди. Он не хочет чрезмерной концентрации власти в руках Хорошковского, и поэтому пошел на эту комбинацию (обмен поста министра финансов на пост первого вице-премьера, - ред.). Министру финансов, кто бы он ни был, понадобится время на то, чтобы освоить должность. Если это будет человек политически не самодостаточный, то он, скорее всего, будет исполнителем. И от того, кто станет министром, мы увидим, какой окажется новая схема сдержек и противовесов», - говорит политолог Владимир Фесенко. Эксперт не уверен, что Хорошковский сумеет стать самодостаточным центром влияния в Кабмине, как это было с Клюевым. В силу одних лишь полномочий, закрепленных за должностью, это не получится, Хорошковскому придется за свои позиции побороться, считает политолог. «Так что Азаров еще на какой-то период времени останется премьером», - резюмирует эксперт.
Оптимисты не исключают, что в вопросе руководства Кабмином президент пришел к выводу: необходимо назначать на должности людей не только лояльных, но и грамотных. Судя по отзывам из окружения Януковича, гарант все меньше доверяет соратникам и все больше понимает, что ситуация в стране начинает угрожать его власти. Учитывая импульсивность президента и непредсказуемое состояние экономики, главные кадровые сюрпризы, скорее всего, еще впереди.