Политики от Бога. Что происходит в Украинской православной церкви
Противостояние между иерархами УПЦ и отстранение от дел митрополита Владимира (на фото справа) может оказаться на руку патриарху Кириллу (на фото слева)

Война некоторых епископов УПЦ с архиепископом Александром (Драбинко) - секретарем митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) - и сторонниками автономии украинского православия превратилась в войну против самого Блаженнейшего митрополита. Поддерживаемые Русской православной церковью, заигравшиеся в политику епископы не отдают себе отчета в том, что, умножая на ноль авторитет митрополита Владимира, они своими руками копают яму самим себе.

Мятеж

«Если солнце потухнет, Ты будешь сиять нам вместо него». Эти слова в 1992 году на одной из закрытых встреч духовенство адресовало новоизбранному после Раскола митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Двадцать лет спустя некоторые из произносивших эти слова архиереев УПЦ нанесли больному митрополиту удар, доказав тем самым, что православному духовенству не чужды простые человеческие качества - жажда политической власти и неразборчивость в средствах. Происходящие последний месяц в УПЦ события похожи на коллективный поцелуй Иуды. Некоторые иерархи словно вознамерились похоронить Блаженнейшего митрополита Владимира заживо, отстранив его от управления церковью.

История, начавшаяся в январе и выглядевшая тогда как борьба так называемого промосковского крыла УПЦ в составе митрополитов Донецкого Илариона (Шукало), Одесского Агафангела (Саввина) и наместника Павла (Лебедя) с архиепископом и личным секретарем Блаженнейшего Александром, быстро переросла в войну против самого предстоятеля. Последний штрих к этому был добавлен как раз на этой неделе.

21 февраля произошло то, что уже успели окрестить церковным переворотом. Вопреки запрету Блаженнейшего митрополита Владимира, 21 февраля Синод собрался и с крайне жесткими формулировками исключил из своих рядов архиепископа Александра. Поставив под сомнение письмо Блаженнейшего, члены Синода перешли Рубикон. В кулуарах (если так можно выразиться в данном случае) Синода говорили о том, что письмо митрополита о запрете проведения заседания - это чуть ли не подделка. И что сами члены Синода получили благословение на проведение заседания непосредственно утром, во время посещения Владимира в больнице. В окружении же самого митрополита утверждали, что Блаженнейший благословил членов Синода на их деяния, не конкретизируя вопрос проведения заседания. И что само заседание проведено вопреки уставу УПЦ.

Сон разума

Несмотря на то что правду в данном случае установить невозможно, следует признать: борьба, которую епископы Синода ведут против секретаря предстоятеля, по факту оказывается войной против самого Блаженнейшего. Ситуация начинает попахивать настоящим раздвоением. Архиепископ Александр уволен со всех должностей, кроме должности личного секретаря митрополита. Таким образом, он все равно остается ближайшим к нему человеком. Следовательно, сами разговоры о том, что письмо может быть подделано, ставит перед духовенством и паствой несколько вопросов. Первый: если письмо подделка, и при этом архиепископ продолжает занимать должность секретаря, означает ли это, что все остальные письма и обращения Блаженнейшего также будут подделаны и их следует игнорировать? Второй: если письма от предстоятеля подделываются, можно ли считать его дееспособным?

Именно эти два вопроса превращают казавшуюся банальной склоку иерархов в войну с собственным предстоятелем. При этом, ставя под сомнение обращения и письма митрополита Владимира, Синод тут же ищет его благословения, самостоятельно разбивая свои же аргументы о недееспособности Блаженнейшего. Далее. Телеканалы транслируют на всю страну проповедь и интервью якобы недееспособного Блаженнейшего, и ситуация становится аховой: вся страна видит, что митрополит болен, но находится при своем уме. И вся страна видит, как Священный Синод УПЦ противоречит сам себе, прося у якобы недееспособного Владимира благословения и почему-то отказывая ему при этом в праве подписи и праве главенства над Синодом. Как будто благословлять и осенять крестным знамением можно в бессознательном состоянии. Вся эта сумма факторов говорит о том, что, не оглядываясь на собственную паству и нормы приличия, иерархи УПЦ начали делить престол еще не почившего Блаженнейшего. Такие действия "троицы", как иронично называют лидеров Синода в УПЦ, парадоксальным образом бьет по ней же.

Внешнее управление

Предположительно, члены Синода перешли в атаку после визита митрополита Одесского Агафангела к патриарху Русской православной церкви Кириллу (Гундяеву). Новость о том, что выступая на годовщине своей интронизации Патриарх одобрил все деяния Синода УПЦ под водительством Агафангела, появилась в начале февраля. При этом, на сайте Одесской епархии новость появилась со ссылкой на слова архиепископа Ионафана (Елецких), который процитировал слова патриарха о «недееспособности» Блаженнейшего Владимира. Новость разлетелась по СМИ. А Чистый переулок в Москве и не стал опровергать слова владыки Ионафана. Доподлинно неизвестно, пообещал ли что-либо патриарх Кирилл Агафангелу, однако так называемое промосковское крыло УПЦ явно почувствовало за собой силу. И вошло в азарт.

Скорее всего, патриарх Кирилл просто-напросто использует одну часть украинского духовенства против другой
Стороннему наблюдателю не стоит отрицать одну простую вещь. Скорее всего, патриарх Кирилл просто напросто использует одну часть украинского духовенства против другой. В 2009 году, как известно, Кириллу пришлось пойти на сделку с митрополитом Владимиром, которого украинское духовенство хотело выдвинуть кандидатом на патриарший престол. Всего на Поместном соборе РПЦ Украина выставляла около трети кандидатов. Поэтому поддержка украинского духовенства была для тогда еще митрополита Кирилла крайне важна. Фактически, состоялся компромисс: украинские голоса были обменены на признание Поместным собором за УПЦ статуса самоуправляемой церкви с правами широкой автономии. После избрания патриарх Кирилл начал активную пастырскую деятельность на территории Украины. Частые самостоятельные, не согласованные с предстоятелем УПЦ визиты первоиерарха РПЦ понижали статус самого митрополита Владимира. И теперь, когда болезнь подкосила Блаженнейшего, в Москве, похоже, поняли, что пора действовать. Нынешний Синод УПЦ выглядит удобным орудием.

Каким будет итог этой борьбы? Парадоксальным для членов Синода. Вполне вероятно, приписываемое им москвофильство несколько преувеличено. В кулуарах они могут мечтать о Русском мире, едином культурном пространстве. Но пока что логика украинского политического процесса показывает: ни один человек, получивший власть в независимой Украине, не был готов преподнести свои полномочия на блюдечке Москве. Маловероятно наличие таких намерений и у членов Синода УПЦ. Они считают, что используют Чистый переулок в своих интересах. Однако Кирилл может считать иначе. Стратегический интерес патриарха расходится с конъюнктурой его украинских сторонников.

Вероятная развязка

По сути, митрополит Владимир остается последним украинским каноническим деятелем всецерковного масштаба и единственным украинским священнослужителем, авторитет которого сопоставим с авторитетом патриарха Кирилла. После его отхода от дел перед Кириллом станут две задачи: укрепление контроля над УПЦ и повышение собственного авторитета и авторитета московской патриархии в глазах украинской паствы.

Первого можно добиться только выдвижением на киевский престол технической, подконтрольной фигуры. Желательна параллельная отмена некоторых пунктов устава УПЦ, позволяющего избирать митрополита Киевского и всея Украины без утверждения кандидатур предстоятелем РПЦ. В таком случае логика происходящего становится понятной: задача группы Агафангела - при живом Блаженнейшем зачистить внутрицерковную оппозицию Москве, которая успела сложиться за последние годы в окружении Владимира, и привести устав УПЦ в соответствие с уставом РПЦ. Согласно московскому уставу, кандидаты на престол предстоятеля самоуправляемой церкви согласовываются с патриархом. В обмен кому-то из членов Синода УПЦ сейчас может быть обещана должность митрополита Киевского и всея Украины.

Однако репутация участников нынешнего переворота явно не соответствует задаче укрепления авторитета патриарха Кирилла в Украине. Трудно представить, что лидеров Синода поддержит большинство епархий, особенно в центральной, западной Украине и в Киеве. Следовательно, как только лидеры Синода исполнят свою функцию, они превратятся в балласт для Москвы. По крайней мере, тест на верность они уже не прошли: ведь своими церковными карьерами они обязаны как раз митрополиту Владимиру. В особенности Агафангел, которого Блаженнейший вернул с покоя, на который того отправил в бытность митрополитом Киевским и всея Украины Филарет - нынешний глава УПЦ Киевского патриархата.