Слово чемпиона. Команда Кличко зареклась работать с властью
Съезд партии Виталия Кличко 1 августа провели под лозунгом "Пришло время УДАРа". Кто, кого и зачем будет "ударять", рассказал сам лидер и чемпион мира по боксу. Списочная интрига сохранялась до последнего. В зале было полно бывших ющенковцев. На улице со знаменами и в камуфляже расположились члены Партии ветеранов Афганистана. Утвержденные кандидаты прошли своеобразную инициацию и публично приняли присягу.
Кулак Кличко
Заседали больше трех часов. Лидер партии обозначил предвыборную программу. Борьба с коррупцией, контроль над властью со стороны гражданского общества, равные возможности, местное самоуправление и европейские стандарты жизни. По словам Кличко, это пять позиций, которые составляют мощный кулак. Им, собственно, и планируется бить по коррупции, бесконтрольности, неравенству, централизации власти и бедности.
Другие выступающие в основном рассказывали о том, почему выбрали именно УДАР. Народный депутат от НУНС Ирина Геращенко, например, обратила внимание на гендерный вопрос. Действительно, в списках партии оказалось на удивление много женских имен, только в первой пятерке их два.
Замглавы Партии ветеранов Афганистана и экс-глава Совета министров Крыма Сергей Куницын отметил, что "афганцам" как настоящим мужчинам с "голубыми", то есть с регионалами, не по пути.
Оксана Продан пожаловалась, что законопроекты, разработанные представителями малого и среднего бизнеса, пылятся в ящиках различных политсил. И лишь УДАР, по ее мнению, сможет провести предпринимательские инициативы в Раде. Экс-мэр Одессы Эдуард Гурвиц философски отметил, что "без поддержки позвоночника голова просто проваливается в задницу, где сейчас и находится наше местное самоуправление". Естественно, достать его оттуда может только УДАР.
Журналисты расставляли галочки, прикидывая места выступающих в партийном списке. Кулуарами ходили слухи, что вторым номером окажется писательница Мария Матиос. Еще до начала выборов, уже отбывая срок в колонии, Юлия Тимошенко предложила пригласить на одну из первых позиций объединенной оппозиции знаковую фигуру "уровня Лины Костенко". Похоже, этот рецепт пришелся по вкусу лидеру УДАРа. Отвечая на вопрос, кому в голову пришла идея взять в список Матиос, Кличко без излишней скромности признался, что ему.
"Я учу украинский, читаю книги. Прочитал ее книги, познакомился с биографией. Понял, что этот человек занимает активную жизненную позицию. Встретился с ней… Я, как правило, сам раздаю автографы, а на этот раз попросил - и она мне подписала книгу", - рассказал чемпион. По мнению Кличко, Матиос могла бы со временем стать министром культуры: "Она отвечает многим критериям, которые, к сожалению, отсутствуют сегодня в правительстве".
Что касается выходцев из "старых оранжевых", то Кличко собрал в своем партийном списке не самых одиозных персон с неплохим "творческим" потенциалом. Помимо Геращенко, это экс-глава СБУ Валентин Наливайченко и бывший министр финансов и экс-лидер ПРП Виктор Пинзеник. Отдельный плюс - подавляющее большинство имен в обоих списках (партийном и мажоритарном) столичным журналистам и широкой общественности незнакомо.
Репетиция люстрации
К позитивным новшествам можно отнести и попытку представить кандидатов на суд общественности. Партия УДАР обнародовала мажоритарный список и отдала его на растерзание публике и движению "Честно". По результатам проверки состав кандидатов в одномандатных избирательных округах был откорректирован.
В частности, из него вычеркнули экс-министра энергетики Ивана Плачкова, которого Кличко в свое время называл своим наставником в политике. Именно при Плачкове на посту министра и Викторе Ющенко на посту президента в 2006 году на украинский рынок зашла пресловутая компания Росукрэнерго - детище российского Газпрома и украинского миллиардера Дмитрия Фирташа. "Я внимательно слушал каждую фамилию, поверьте мне как человеку, который немало знает, тут нет ни одного коррупционера", - заверил корреспондента ЛІГАБізнесІнформ экс-глава СБУ, третий номер в партийном списке Наливайченко.
За каждого мажоритарщика делегаты голосовали отдельно. Правда, при этом обсуждения кандидатур не было: все равно их уже проверили. А вот партийный список просто зачитали и приняли единым голосованием. Никакой люстрации при участии общественности не было. Может быть, поэтому к Кличко тут же возникли вопросы.
Накануне съезда ветеранская организация "Никто, кроме нас" разместила заявление в соцсетях. Речь шла о том, что большинство воинов-афганцев не проголосуют за УДАР, если в списках партии окажется председатель Партии ветеранов Афганистана Сергей Червонописский. Многие не могут ему простить сговора с властью, после того как "афганцы" снесли ограждение Верховной Рады, протестуя против отмены льгот.
Фамилия Червонописского на съезде не прозвучала. Зато 15-ю позицию в партийном списке УДАРа занял его первый заместитель Куницын. Отвечая на вопросы журналистов, Кличко пояснил, что УДАР и Партия ветеранов Афганистана заключили соглашение об участии в выборах. И удивился, услышав, что Раду штурмовали вовсе не орлы Червонописского и Куницына.
Также для него оказалась новостью информация о том, что партия была создана с подачи власти для раскола в протестном движении. Кличко пообещал, что если ему предоставят документально подтвержденные факты, он изучит их и сделает выводы. Лидер УДАРа также заверил, что несет персональную ответственность за каждого своего кандидата. Еще одним предохранителем, по его мнению, должна стать присяга, которую списочники приняли прямо на съезде.
Исключение из правил
Присяга стала кульминационным моментом мероприятия. Утвержденные кандидаты поднялись со своих мест и вслед за лидером повторили текст. Списочники обязуются в парламенте нового созыва не голосовать за законопроекты, которые создают угрозу национальным интересам или содержат коррупционную составляющую. Также они поклялись не выходить из фракции УДАРа и "ни при каких обстоятельствах не входить в коалицию с Партией регионов и ее сателлитами". В противном случае должны сложить депутатские полномочия.
На пресс-конференции после съезда Кличко признал, что юридических механизмов изгнать из парламента депутата-нарушителя нет. Но заверил, что обладает достаточным авторитетом, чтобы повлиять на коллег. В качестве примера привел свою фракцию в Киевсовете: за всю ее историю оказался лишь один предатель, от которого избавились.
А вот однозначно гарантировать, что будет голосовать только за себя, Кличко не стал. Он отметил, что персональное голосование депутата - одно из ключевых требований. И голосовать за кого-то или передавать свою карточку он не собирается. Однако возможны исключения из правил, когда от одного голоса отсутствующего на заседании будет зависеть судьбоносное решение. Принцип "никогда не говори никогда" новичок в большой украинской политике Кличко уже усвоил.