Султанат Эрдогана. Проголосуют ли турки за отказ от демократии

16 апреля в Турции проходит общенациональный конституционный референдум. Миллионы граждан с самого утра идут к избирательным участкам в своих округах, чтобы ответить на один небольшой, но крайне важный для всей страны вопрос: одобряют ли они новый пакет поправок к Конституции?
Референдум - это всегда знаковое событие. Но голосование, которое произойдет в Турции 16 апреля - поистине поворотный момент для республики. Это первый за последние семь лет конституционный референдум в Турции. Население должно решить - переходить ли стране от парламентской к президентской республике. Если они ответят "да", то глава государства получит пакет неограниченных полномочий, невиданных в новейшей истории Турции. В соответствии с поданным правительством пакетом поправок, президент будет формировать правительство, иметь право распускать парламент в любой момент, объявлять чрезвычайное положение, назначать министров, выдвигать кандидатуры большинства судей, представлять бюджет и издавать указы, которые получат статус законов. При этом роль парламента сводится к минимуму.
Этот день войдет в историю вне зависимости от результатов голосования. Любой вариант сам по себе изменит политический и социально-экономический ландшафт Турции. Слишком высоки ставки, чересчур завышены ожидания, а информационно-психологический климат вокруг события крайне "токсичен". Коррупционные скандалы, войны, дипломатические противостояния, беженцы, теракты, переворот - все это будто вложилось в референдум, который должен стать кульминацией тревожных для Турции событий последних 4 лет. Социально-религиозная напряженность, смешанная с чувством страха и национально-патриотического подъема делает ситуацию особенно деликатной. Скажет ли большинство "да" либо "нет" - Турцию все равно ждут далеко идущие потрясения. Вопрос лишь в том, какого рода чувства будут сопровождать последующие года? Будет это эйфория либо отчаяние, облегчение или тревога, радость или грусть - они на годы определят новый формат отношений между государством и обществом.