Юлин и Юрин день в Печерском суде
В Печерском суде предельно просто решили проблему "двойного заседания". В день, когда одновременно в здании на улице Крещатик, 42-а должны были рассматриваться дела Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, охрана, запустив несколько камер телеканалов, наглухо закрыла двери. "Мест нет", - сообщал охранник журналистам на входе. Впрочем, у журналистов в этот день хватило работы и на улице.
У парадного подъезда
"Я снимал Тимошенко, когда она заходила во двор, у меня упал объектив, я нагнулся, чтобы его поднять, тут меня кто-то хватает за шею и швыряет головой на кирпичную стену", - рассказывает коллегам фотокор "Газеты по-украински" Андрей Шматов. На лице у него ссадина, у виска держит бутылку с холодной водой. Его трясет. "Кем-то" оказался помощник народного депутата Виктора Терена Владимир Медведев. Помощник нардепа утверждает, что журналиста не бил, и все это - спланированная провокация.
"Я нес сумку с документами Юлии Владимировны (Тимошенко, - ред.), там были какие-то личные вещи, были телефоны. Я специально отошел подальше от толпы, потому что уже подобные случаи были, когда из сумки выхватывали телефон, переворачивали, и потом документы приходилось собирать. Я отошел в арку, и там был довольно широкий проход. Этот человек (журналист, - ред.) почему-то протиснулся между мной и стенкой. Он на меня натолкнулся, и я увидел его руку в сумке Юлии Владимировны. Выпал из сумки телефон и еще что-то из личных вещей. Я схватил его за руку, он вырвался и начал бежать", - изложил свою версию событий Медведев.
Извиниться перед журналистом он отказался, а через некоторое время пресс-секретарь Тимошенко Марина Сорока сообщила, что конфликт между фотокором и помощником нардепа улажен. "Они заключили мировое соглашение, пожали друг другу руки. Конфликт исчерпан", - сказала она.
В перерывах между комментариями по этому поводу и, собственно, по судебным процессам, журналисты подписывались под обращением к генеральному прокурору Виктору Пшонке и министру внутренних дел Анатолию Могилеву. Представители СМИ требовали возбудить уголовное дело по факту препятствования законной профессиональной деятельности журналистов в Печерском суде 6 и 7 июля. "И почему я побои не сняла?!", - сетовала журналистка, которой досталось от бойцов спецподразделений, выдавливавших прессу из зала суда. "Ну, ничего, в следующий раз снимешь", - "успокаивали" ее коллеги.
Звуковая бомбежка на Крещатике
В это время на центральной улице столицы, напротив Печерского суда, одновременно проходило два митинга. С одной стороны несколько сотен сторонников Тимошенко довольно активно реагировали на выступления представителей БЮТ и пытались обратить внимание прохожих на свои плакаты.
Напротив примерно сто человек околостуденческого возраста колупали сандалями асфальт и неохотно отвечали на вопросы о цели их акции. Впрочем, сами за себя говорили их плакаты: "Тимошенко - к ответу", "Луи Виттон - бренд украинской оппозиции" и т.д.
Обе митингующие стороны, как и в предыдущие дни суда над Тимошенко, были вооружены мощными колонками и перекрикивали друг друга так, что прохожих на этом отрезке Крещатика подбрасывало на ходу звуковой волной.
Некоторые эпизоды "совместных" выступлений получались довольно комичными. Например, модератор бютовского митинга Александр Турчинов вспомнил о том, что не за горами большой для французов праздник - День взятия Бастилии (14 июля). Он бодро заявил, что, объединившись, французский народ разнес по кирпичику этот символ авторитарного режима. И выразил надежду, что украинский народ, также объединившись, разберет по кирпичикам нынешнюю власть. "Єднаймося, єднаймося, всі люди - сестри й браття", - прозвучала в ответ традиционная песенка противников Тимошенко.
Пока противоборствующие стороны глушили друг друга, находиться даже во дворе Печерского суда из-за шума было некомфортно. Однако к обеду борцы с коррупцией Тимошенко организованно свернулись и покинули позиции. Тимошенковцы разошлись только после того, как в деле был объявлен перерыв до пятницы, 15 июля.
В зале у Луценко
О том, что происходило в зале, в котором рассматривалось дело экс-министра Луценко, журналисты в основном узнавали от нардепов из Народной самообороны и родственников экс-главы МВД. "В зале шесть камер, место есть, наши ребята из Самообороны готовы выйти и уступить место журналистам, если их, конечно, пустит охрана", - заверил нунсовец Юрий Грымчак. Но охрана на Луценко упорно никого не пускала.
"Музыки с улицы не слышно, даже ручки из окон повыкручивали, чтобы мы их не открывали… Кондиционер работает, но он один, не справляется", - поделился впечатлениями брат экс-министра Сергей Луценко.
Суд традиционно отказал в ходатайстве защиты о том, чтобы вернуть дело на доследование в прокуратуру, и об отводе прокуроров. А вот рассмотрение ходатайства обвинителей о привлечении нунсовца Геннадия Москаля в качестве свидетеля отложил. Интрига в том, что сторона Луценко хочет привлечь Москаля к делу в качестве защитника, а свидетель защитником быть не может.
Комментируя эту ситуацию, адвокат Луценко Игорь Фомин отметил, что защита выступает против привлечения Москаля в качестве свидетеля, потому что нардеп уже оказывал юридическую помощь коллеге. К тому же, прокуратура не объяснила, какие именно свидетельские показания она хочет услышать от Москаля. Также адвокат обратил внимание, что в списке из более чем ста человек, которых прокуратура хочет допросить в качестве свидетеля, фамилии этого депутата нет.
"Вероятнее всего, мы снова заявим ходатайство в следующем судебном заседании о привлечении Москаля в качестве защитника", - добавил Фомин. Ждать осталось недолго: заседание по делу Луценко как раз перенесли на День взятия Бастилии - 14 июля.
В зале у Тимошенко
Судье Родиону Кирееву снова не удалось поднять с места Тимошенко, когда она начала первое заявление. "Я не поднимаюсь перед судом только потому, что это единственный способ защиты, который у меня остался. Я уверена, что все приговоры уже написаны. Сама суть и незаконность всего, что делает председательствующий, говорит о том, что не интересует никого ни фиктивная защита, ни справедливость и правда в этом суде. Это способ моего протеста. Я не встаю, потому что не считаю этот суд справедливым, законным, честным, считаю это фарсом и судилищем, который выполняется по заказу Виктора Януковича", - отметила она.
Зато судья снял с места и удалил из зала народного депутата Александра Черноволенко. Нардеп из НУНС публично согласился с тезисом Тимошенко о том, что судья Киреев принимает участие в строительстве авторитарного государства в Украине. "Именно так", - сказал Черноволенко. После чего, по распоряжению судьи, сотрудники спецподразделения "Грифон" вывели из зала неприкосновенного народного избранника. Выйдя к журналистам, он пообещал написать заявление по этому поводу в Генпрокуратуру.
Судья Киреев, как сумел, разобрался с нарушителями дисциплины, но тут произошло самое неожиданное. Лидер Батькивщины дала отвод своему адвокату Николаю Титаренко. Пояснила она свой шаг тем, что суд не дал защитнику времени, необходимого, по его мнению, для полноценного ознакомления с делом. Таким образом, он, по не зависящим от него причинам, не может качественно выполнить свою работу. Что же касается второго защитника, нардепа Сергея Власенко, то он, по словам Тимошенко, занят сбором доказательной базы и пока что физически не может присутствовать на процессе.
"Господин Власенко сейчас общается, сотрудничает с международными аудиторскими, правозащитными, адвокатскими компаниями, которые готовят всю необходимую базу доказательств… Он находится в командировке", -отметила подсудимая. На том и разошлись до ближайшей пятницы. Теперь у Тимошенко есть несколько дней на поиски нового адвоката, а у журналистов - для подготовки жалоб и запросов, чтобы в очередной раз не остаться во дворе Печерского суда.
"Дело Тимошенко": подборка новостей>>>
Арест Луценко: подборка новостей>>>
Ирина ШЕВЧЕНКО