Андрей Окара: Янукович хочет быть, как Путин, но не сможет
В интервьюЛІГАБізнесІнформ российский политолог, директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара рассказал, что стало главным результатом прошедших в России выборов, почему президента Украины Виктора Януковича никогда не будут считать равным партнером в Кремле, а также спрогнозировал, чего стоит ожидать после октябрьских выборов в Верховную Раду.
- В Украине много говорят о выборах президента России. Оправданно ли такое повышенное внимание СМИ к делам соседнего государства?
- Это вполне естественный и симметричный интерес тому вниманию, которое российские СМИ и российское общество уделяли и уделяют выборам в Украине, начиная с 2004 года. Российская и украинская политические системы развиваются в очень сложном взаимодействии, поэтому и сегодня от выборов президента России зависит во многом ситуация в Украине. Какой будет новая политика Владимира Путина в отношении соседа? Будет ли она по-настоящему новой? Какая сложится политическая модель в России при Путине-3? Как поведет себя российское общество, которое пытается сегодня быть гражданским? Россия и Украина развиваются параллельно: то одна страна вырывается вперед, то другая. Например, после украинской "оранжевой революции" в России усилилась реакция, появились разнообразные "Наши" и иные прокремлевские молодежные движения, была сформулирована доктрина "суверенной демократии". Сейчас российская гражданская активность, вылившаяся на Болотную площадь и на проспект Сахарова, рискует перекинуться и на уставшее, пребывающее в летаргическом сне украинское общество.
- Каковы результаты последних выборов - парламентских и президентских - для России в целом?
- Главный результат этих выборов для России - расколотое общество. Расколото оно на условную Россию-XXI - Россию постиндустриальных мегаполисов, Россию среднего класса, и на Россию-XX - Россию индустриальных городов, Россию рабочего класса. На тех, кто вышел на Болотную площадь, и на тех, кого привезли в Лужники или на Поклонную гору поддержать Путина. Россия-XXI - это люди, живущие в Интернете и не смотрящие телевизор, это рассерженные горожане, которые надеются в большей степени на себя самих, чем на государство или доброго президента-царя. Россия-XX - это люди, которые вынуждены надеяться на государство, на олигарха, которому принадлежит их градообразующее предприятие, и живут они больше в телевизоре, чем в Интернете.
- Как раз нет, речь идет о вполне сопоставимых пропорциях. Так, в двенадцати российских городах-миллионниках живет более 21% населения страны, а в индустриальных городах с населением до полумиллиона человек - порядка 25% (10% - в моногородах).
- Вы считаете путинскую Россию авторитарной страной?
- Нынешнюю Россию можно назвать слабоавторитарной. Даже культа личности Путина нет, а если где и есть его какие-то проявления (например, в некоторых неславянских субъектах федерации), то инициатива исходит от местной власти, а не из Кремля. В России есть относительная свобода слова, и даже преследование по политическим мотивам осуществляется в каких-то правовых рамках, не оголтело, в отличие от государств с классическим авторитарным правлением, как например, в Беларуси.
- Украинская власть и украинская оппозиция вели конспект по российским выборам? Какие уроки для себя могли извлечь?
- Люди, которые олицетворяют сегодняшнюю украинскую власть, по определению ничему не способны учиться и не способны извлекать выводы. Причем не только из чужих ошибок, но даже из своих. Поэтому, даже если они и пытались вести какие-то конспекты, вряд ли им это поможет.
- А оппозиция?
- Судя по всему, тоже. По крайней мере, таковы мои ощущения. Нынешняя украинская оппозиция не способна изменить существующий в Украине порядок вещей и существующую политическую систему.
- У них разные жизненные истории, различный бэкграунд. Путин и Янукович - люди из разных миров: при советской власти они были даже не то что по разные стороны баррикад, но даже по разные стороны колючей проволоки. Я думаю, что это очень влияет на сознание и Путина, и Януковича. Ментально им крайне трудно найти общий язык. Янукович искренне обижается, что его не воспринимают в Кремле на равных, и это объективно вредит российско-украинским отношениям.
Янукович хочет быть таким, как Путин, но не сможет. Он хочет сосредоточить в своих руках власть и собственность, уничтожить оппозицию, ликвидировать политическую конкуренцию. Но между Украиной и Россией есть принципиальное различие: феномен российской моноцентрической власти и России как государства-корпорации опирается на сверхдоходы от нефти и газа, а в Украине таких сверхдоходов нет. Поэтому Путин может в любой момент повысить социальное обеспечение российских бюджетников и пенсионеров, тем самым поддерживая уровень доверия на определенном уровне, а Янукович этого не сможет сделать даже при большом желании. Хотя, судя по недавним заявлениям и обещаниям, стремится идти по тому же пути.
- Последние перестановки в украинской власти - это построение вертикали по путинскому образцу лично Януковичем или это, скорее, придворные интриги, противостояние разных групп влияния, заложником которого стал Янукович?
- Жесткая вертикаль власти во главе с Путиным - это, в значительной степени, миф. Государство крайне неэффективно и коррумпировано, "вертикаль" - красивый образ, прикрывающий низкий коэффициент исполняемости решений. Многие инициативы Кремля, федерального центра тормозятся и даже игнорируются на местах. У каждого губернатора, несмотря на то, что в РФ руководители регионов не избираются, а назначаются, и, по идее, должны быть верными Кремлю, своя игра и своя кормушка. Президент и премьер критически зависимы от бюрократии.
Что касается процессов в украинской власти, то не секрет, что вокруг Януковича сегодня сосредоточены три крупные олигархические группы влияния - это условные "старые донецкие", "группа Росукрэнерго" и Семья. Чем дальше, тем больше Янукович боится за себя, за свою жизнь, осознает, что доверять он может лишь самым близким людям, поэтому и приближает к себе Семью, постепенно готовя для "старых донецких" роль ритуальной жертвы на алтаре политического рейтинга. "Старые донецкие" теряют влияние, президент больше не чувствует себя им обязанным. Не удивлюсь, если "старые донецкие" начнут финансировать оппозицию, если уже не начали, о чем много говорят.
- И всё же, все эти процессы - личная инициатива Януковича или нет?
- Если учесть, что Януковича его окружение настойчиво пытается отправить в его новый "кабинет" в Межигорье, очевидно, что персоны вроде Сергея Левочкина и Александра Януковича все более и более влиятельны.
- Регионалы с первых дней президентства Януковича говорили, что пришли надолго. Как думаете, надолго или оппозиция не позволит?
- Лучшим критерием эффективности сегодняшней оппозиции в Украине служат места временной прописки ее лидеров - Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Эффективность всех остальных также не впечатляет. Но я верю в то, что в Украине могут еще появиться определенные контрэлитные группировки, какая-то новая оппозиция - люди, которые не дадут заскучать ни власти, ни политической системе в целом.
- В связи с этим, какими вы ожидаете предстоящие выборы в украинский парламент? Они будут по-российски скучными, или по-украински интригующими?
- Я думаю, что это будет еще более интересно, чем в Украине было раньше. Если оценить тенденции современного украинского общества, мы увидим все большее разочарование широких народных масс в политике. Крайне важно: в нынешних политиках, включая оппозицию, разочаровались те, кого принято называть средним классом и креативным классом. Те, кто не надеется на помощь государства и стремится к самореализации. Им нужна не помощь, не подачки, а гарантирование возможностей. И таких возможностей украинская власть им не предоставила. Более того, переносом налогового бремени с крупного бизнеса на средний и малый власть лишь разозлила их, способствовала превращению в "рассерженных горожан". Власть Януковича лишила возможности выживать целые прослойки украинского общества, ведь для многих занятие малым и средним бизнесом - единственный источник дохода.
Таким образом, к выборам украинская власть своими руками создала себе проблему, сформировала среду, готовую отозваться на революционный призыв. Эти люди еще дадут о себе знать - в ноябре, сразу после парламентских выборов.
- Это прогноз общественного настроения. А что касается участников выборов?
- Можно сказать точно только одно: простых выборов, как в Госдуму России, в Украине ждать не приходится. Я думаю, что борьба будет очень жесткой, особенно с учетом возврата мажоритарной составляющей. Уже сегодня на многих округах есть по несколько кандидатов, готовых потратить около $5 млн., чтобы получить депутатский значок. Ради победы они не остановятся ни перед чем. Это очень жесткий вызов, и если власть не умеет адекватно отвечать на вызовы, как правило, происходит слом системы.
- То есть вы допускаете революционные события осенью этого года?
- Допускаю.
- Много говорят о негативе, а принес ли Янукович за два года какой-то позитив для страны?
- Позитив есть: Янукович сумел преодолеть раскол Украины по оси "восток-запад". Теперь вся Украина единодушно ненавидит власть. До всех, и на востоке, и на западе, дошло, что все геокультурные, региональные, субэтнические идентичности, все манипуляции со стороны политиков, противопоставление регионов друг другу - это просто "развод лохов", а лохами быть никому больше не хочется. Такое понимание для Украины - несомненный позитив.
Еще позитив? Ну, скажем, украинская власть до сих пор не сдала ГТС - это позитив для Украины. В Газпроме полагали, что это произойдет намного быстрее. Хотя, скорее, это не позитив, а отсутствие негатива.
- За прошедшие два года изменились ли украинско-российские отношения на уровне людей? Рядовые россияне стали относиться к Украине лучше или хуже?
- К сожалению, отношение среднестатистического россиянина к Украине очень серьезно зависит от официальной точки зрения Кремля и, соответственно, российских СМИ. Среднестатистический россиянин в любом случае относится к Украине хуже, чем среднестатистический украинец к России. Комплекс старшего брата России по отношению к бывшим союзным республикам никуда не исчез. До сих пор в России многие, особенно среди политической элиты, относятся к Украине не иначе, как к ошибке истории, геополитическому недоразумению. Это инерция советского времени. При этом на эмоциональном уровне россияне любят Украину и украинцев, но эта любовь часто ограничивается расхожими стереотипами: сало, горилка, Гоголь, братья Кличко. Если хотите совета: Украине надо тратить деньги - много и эффективно - на продвижение позитивного имиджа страны и культуры за границей, в том числе в России. Вот, скажем, скоро исполнится 200 лет со дня рождения Тараса Шевченко - замечательный повод для коррекции имиджа.