Андрей Пинчук: Ребята спортивной внешности 18 мая - это не мы
Верховная Рада на прошлой неделе создала временную следственную комиссию по расследованию нападения на журналистов на митинге в Киеве 18 мая (см. репортаж). Главой ВСК избрали депутата от Батькивщины, экс-начальника ГУВД Киева Виталия Ярему. Его заместителем - лидера Молодых регионов Андрея Пинчука, одного из основных организаторов массовок Партии регионов.
Организация Молодые регионы, которую журналисты заподозрили в причастности к избиению коллег, открестились от конфликта - по словам Пинчука, внутреннее расследование показало, что его активисты не имеют никакого отношения ни к нападавшему на журналистов Вадиму Титушко по прозвищу "Румын", ни к самой драке. Что касается предстоящего парламентского расследования, то, считает депутат, комиссия не должна ограничивать себя только инцидентом с журналистами - ей предстоит ответить на множество других вопросов.
В интервью ЛІГАБізнесІнформ Андрей Пинчук рассказал о БРДМ в центре Киева, и о том, кому и за что платит Партия регионов на своих митингах
- Какую задачу поставила перед собой временная следственная комиссия Верховной Рады - выяснить, кто привел на митинг Вадика "Румына"? Когда будут известны первые результаты работы?
- Комиссия будет работать полгода, первый промежуточный отчет - через месяц. Партия регионов больше остальных заинтересована в разрешении этого конфликта, нам важно поскорее во всем разобраться и выйти из этой ситуации. Оппозиция банально на этом пиарится, а нам все это совершенно не нужно. Именно поэтому мы согласились на непривычный для парламента состав комиссии. Если обычно ВСК создается по пропорциональной схеме, в зависимости от численности фракции, то на этот раз, чтобы не было никаких нареканий, мы пошли на паритет: 50 на 50 от Партии регионов и оппозиции. Руководитель комиссии - депутат Ярема, человек с большим опытом милицейской работы.
Что касается задач, то я бы не ограничивался поиском тех, кто привел на митинг Титушко. У меня вопросов гораздо больше: когда началась драка, что ее спровоцировало, откуда у мирной демонстрации со стороны партии Свобода оказались газовые баллончики (а Ильенко подтвердил, что они были) и ножи, которыми они пробивали шины БРДМ.
- Если верить милиции, то оппозиционеры пробивали колеса собственного БРДМ и травили газом своих же людей. Хотя броневик был разукрашен изображениями моркови - явно в пику Яценюку.
- Я скажу так: мы этих кроликов видим на протяжении всей акции "Вставай, Украина". Ни для кого не секрет, что внутри оппозиции при красивой улыбке Яценюка идет жесточайшая борьба за кандидата в президенты. Причем Яценюк проигрывает. Эти кролики были направлены исключительно против Яценюка.
- Это просто подковерная борьба за участие в выборах президента. Поэтому - свои же ребята. Но это не означает, что их надо было избивать. Когда мы были на прямом эфире с Ильенко, он подтвердил, что у свободовцев были газовые баллоны, и спросил при этом: а что, не имеем права? А у меня сразу встречный вопрос: зачем мирной демонстрации газовые баллоны? Это ненормально.
Безусловно, этим конфликтом должны заниматься, в первую очередь, милиция, прокуратура, суд. Насколько известно, избиение журналистки уже расследуется. Вот только давайте честно: ее не избили, а ударили (как били журналистов - видео, - ред.). Когда человек избит, у него как минимум царапины остаются. Но в любом случае это правонарушение, и оно должно быть наказано. Это даже не обсуждается. Задача ВСК - проследить, чтобы все собранные материалы не остались без внимания, чтобы не было такого, что милиция расследовала необъективно или замылила какие-то факты. И чтобы в будущем ни у кого не появлялось желание бить людей на митингах и вести себя незаконно.
- А как с привлечением профессиональных бойцов к сопровождению партийных акций? Вы упомянули Свободу, но этим грешит и Партия регионов.
- Я в Партии регионов с 2001 года, имею прямое отношение к массовым акциям, и не раз говорил представителям Свободы: ребята, пока вы не появились в парламенте, у нас было много разных конфликтных мероприятий и противостояний, и у Нашей Украины, и у Батькивщины, и у самой Свободы (пока у ее людей не было неприкосновенности и они не чувствовали всевластие), но настолько радикальных конфликтов - никогда. У нас не было драк, не было закидывания женщин снежками и камнями. Именно Свобода ввела все эти новшества - ломать, бить.
- Но и ваши люди в драках замечены...
- Если вы судите по ребятам спортивной внешности с митингов 18 мая, то повторю еще раз - это не мы.
- Вы утверждаете, что бойцы не имеют отношения к Партии регионов, их бейджи были подделаны, и вообще, они ушли с вашего митинга вместе с оппозицией. Но есть фото и видео с акции, на которых видно, что никуда они не ушли, а стояли возле сцены вплоть до выступления Колесниченко - он выступал третьим, примерно через полчаса после начала митинга.
- Вот в этом и разберется следственная комиссия. Наш митинг начинался возле Парка славы, и мы специально, чтобы избежать конфликта, ждали, пока соберется оппозиция. Возможно, там стояли какие-то ребята, кто-то мог затусоваться. Действительно, были пять-шесть человек, замеченных и на митинге Партии регионов, и на митинге оппозиции. Но как человек, который не раз организовывал акции протеста, я могу поспорить на что угодно, что завтра эти же люди будут стоять уже с бейджами оппозиции. Потому что Партия регионов их на свой митинг не звала.
Я не исключаю следующего варианта. Когда проходят какие-то мероприятия, то к их организации привлекаются профессиональные коммерческие организации, - ведь не лично Партия регионов звук настраивает или сцену монтирует. Эту же организацию может с аналогичным успехом привлечь и Батькивщина или УДАР. И кого она нанимает, например, для охраны периметра - мы не знаем. Что произошло, кто их нанял - надо разбираться, но что это не Молодые регионы - однозначно.
Но главная проблема даже не в этом, а в глобальной радикализации. Посмотрите на Свободу: я депутат - значит, я могу ломать забор возле Верховной Рады. Понятно, что накал страстей идет с двух сторон.
- Эмоциональный накал страстей, конечно, тоже присутствует. А как можно оставаться спокойным, когда они 9 мая объявляют днем скорби? Посмотрите, что делает Свобода. Если разобраться, то она уже полгода в парламенте - и что, она хоть один закон провела? Это люди, которые исключительно пиарятся, причем беспардонными, радикальными действиями, да еще и занимаются рэкетирством на стройках. Взять хотя бы Гостиный двор - я уверен, что они имеют от этого свои финансовые преференции. Это чистый рэкет. А пан Геннадий Москаль, который очень любит рассказывать о криминальных авторитетах в Партии регионов, почему-то забывает рассказать как минимум о троих членах фракции Свобода, которые имеют конкретное криминальное прошлое.
Я в парламенте уже третий созыв, прекрасно знаю: если есть желание работать, то всегда можно найти точки соприкосновения. Но если вопрос состоит в том, чтобы просто сделать себе пиар за счет негатива - тут можно хоть голову разбить, но ты не заставишь людей работать, они будут только кричать. В качестве примера: у нас президент Янукович для развития украинского языка сделал раз в десять больше, чем Виктор Андреевич Ющенко, который кричал об этом на каждом шагу. Потому что когда Николай Янович пусть коряво, но начал разговаривать на украинском языке - это уже тенденция, он такими действиями популяризирует украинский язык. А они своими радикальными действиями сейчас нас настроят на то, что мы вообще будем говорить по-русски. Просто назло.
- Вы имеете прямое отношение к организации партийных акций и митингов. То, что люди на них приходят не бесплатно, - как со стороны оппозиции, так и со стороны власти, - доказывают многочисленные фото- и видеоматериалы. Участникам митинга 18 мая платили?
- Акции протеста начали иметь свой вес и силу, наверное, в 2004 году. С тех пор они используются как политический рычаг, и идут постоянные взаимные обвинения в проплаченных акциях. Откуда берутся люди на митингах? Это в основном студенты или безработные, потому что у всех остальных нет времени заниматься акциями протеста, да и те расценки, которые есть, не настолько большие, чтобы люди бросали работу и шли на митинг.
Партия регионов с 2002 года системно развивает свою организационную структуру, членство в партии фиксированное и постоянно проверяется. Никто не оспаривает тот факт, что у нас самая разветвленная структура. Нам не проблема набрать агитаторов или членов участковых комиссий. И даже если та или иная акция проплачена, то легче проплатить своим партийцам, - теоретически.
Теперь возьмем УДАР. Есть такая партия? Может, у них офис есть, ячейки? Это молодая политическая сила, которая пока идет только на бренде Виталия Кличко, не более. Точно так же, как в свое время у Сергея Тигипко была Сильная Украина, которая не существовала, был только лидер. Или возьмем партию Свобода. Да, у них есть костяк, но небольшой, человек по 200 в каждой области. Дальше - Батькивщина и Фронт змін. За все время они столько раз переругались - внутренняя борьба, тушки, региональные структуры тоже очень слабы. Им, может быть, действительно надо нанимать людей.
- Еще раз говорю: на наши митинги ходят члены нашей партии. Хотя бывают некоторые финансовые моменты, когда люди приезжают из регионов. Обеспечить им проезд и питание - это оплата или нет?
- Ефремов заявил, что участники провластной акции 18 мая действительно получат деньги на проезд в Киев и питание. По вашим же данным, на митинге было более 50 тысяч человек.
- Из регионов у нас было 40 тысяч приблизительно, это со всей Украины. Обеспечить им централизованное питание реально? Нет, нереально. Но людям кушать что-то надо. Могут быть суточные? В каком-то фастфуде в Киеве покушать - это 30-40 гривень, а люди стояли целый день.
- И какую сумму на питание и проезд они получили?
- Я им ничего не платил. Этим вопросом я не занимаюсь. Но то, что питание было обеспечено - подтверждаю.
- Из партийной кассы?
- Ну, а откуда же еще.
- Журналист ЛІГАБізнесІнформ накануне событий в Киеве 18 мая выяснил, как организовываются проплаченные акции. В том числе пообщался с поставщиком участников - "оленей", который рассказал, как работает схема: есть тысячники, сотники, десятники, четкие расценки, проценты и штрафы...
- У нас есть конкретная база партийцев - больше миллиона членов, и строгая партийная дисциплина. Для нас митинг - не проблема, и надобности делать подобные вещи нет. Вот откуда у оппозиции люди берутся - это вопрос, у нее ведь нет партийного актива. Они говорят, что на их акции протеста приходит народ. Я хочу увидеть тот народ, который ходит на узкопартийные митинги.
Читайте также: Оленеводы. Особенности политической торговли людьми в Украине