Бывший соратник Виктора Януковича, оказавшийся, по его же словам, лишним в команде сегодняшней власти, экс-вице-спикер Верховной Рады, экс-замсекретаря СНБО Степан Гавриш  проиграл регионалу на последних парламентских выборах в мажоритарном округе в Харьковской области. Сегодня он позиционирует себя политическим экспертом, и утверждает, что находится в интеллектуальной оппозиции: критикует перспективу сотрудничества Украины с Таможенным союзом, негативно отзывается о Партии регионов, но, вместе с тем, не отказывает в позитивных оценках президенту Януковичу.

- Что сейчас угрожает национальной безопасности Украины?

- Одна из угроз - отмена Конституции 2004 года через Конституционный суд. Потому что принятие КСУ новой Конституции делает саму систему власти недостаточно легитимной. Нынешний президент Виктор Янукович принимал присягу на Конституции-2004. И эта отмена ставит под вопрос многие темы, связанные с конституционным строем, суверенитетом. Это проблема, которая требует обсуждения, однако не обсуждается.

Есть много старых угроз, касающихся обороны страны, экономической безопасности, но эти проблемы никто сегодня не рассматривает, потому что СНБО фактически прекратил свою деятельность - в связи с изменением политики президента и его команды. 

- СНБО сегодня - орган-рудимент?

- Это конституционный орган, и президент должен выполнять обязанности по управлению им. Но сегодня он переживает не лучшие дни. Мой уход из СНБО был связан как раз с тем, что этот орган был по сути дела упразднен. В 2010 году накануне инаугурации я встречался с Януковичем, я ему рассказал о специфике работы СНБО. Представил ему ряд аналитических записок, касающиеся стратегии развития оборонной политики, политики безопасности. Мне казалось, что у нас будет диалог. Он мне сказал: "Иди, ты очень нужен. Я тебя позову, и мы примем решение". Однако эти записки чрезвычайно напугали его окружение…

- Что вы там такого страшного написали?

- Они испугались возможной внутренней конкуренции. А президенту я предложил вполне логичные тезисы. Я выступал категорически против политики нейтралитета, внеблоковости. Я считал, что в условиях, когда существуют очень четкие и понятные тренды развития в современном мире, Украине нужно принимать решение.

Я также полагал, что в связи с тем, что Януковича поддержали лишь 49% избирателей, ему очень важно было бы вести политику компромиссов. Во-первых, резко не отказываться от политики, проводимой президентом Ющенко, и обеспечить, таким образом, правопреемственность системы власти. Во-вторых, не переходить к преследованию политических оппонентов. В-третьих, сохранить уже исторически сложившуюся систему сдержек и противовесов в середине самой системы власти.

- Какова судьба ваших предложений?

- Мои предложения были спрятаны под сукно. Позже я узнал, что Янукович их читал и даже писал резолюцию, но я не пытался даже найти следы, так как понимал - огромная преторианская гвардия, окружающая президента, не даст им ход.

После третьего тура президентских выборов-2004 Янукович поблагодарил меня за профессиональную работу, за поддержку и сказал: Верь мне, я вернусь. Иди и ни о чем не думай. Ты у меня в пятерке (списка Партии регионов, - ред.)
- Президент по отношению к вам нарушает слово не в первый раз. Он же обещал вам место в списке Партии регионов еще в 2004-м году...

- Это факт. Я помню, как сейчас. После третьего тура президентских выборов, в котором я работал вместе с европейскими юристами, я пришел в "Зоряный" к Януковичу (Степан Гавриш на выборах-2004 был представителем Януковича в ЦИКе, - ред.). Кроме меня, там были Тарас Чорновил (руководитель предвыборного штаба Януковича на повторном втором туре выборов, - ред.) и Пол Манафорт (американский политтехнолог, сотрудничавший со штабом Януковича, - ред.). Из кабинета кандидата в президенты как раз выходили Ринат Ахметов и Борис Колесников. Янукович поблагодарил меня за профессиональную работу, за поддержку и сказал: "Верь мне, я вернусь. Иди и ни о чем не думай. Ты у меня в пятерке, второй или пятый. Я еще не знаю". До сих пор не понимаю, зачем он это говорил. Думаю, что большинство в окружении Януковича считают меня чужим.

- Почему вы не пытались стать своим в Партии регионов?

- Дело в том, что Партия регионов по своей природе так и не стала реальной, классической политической партией. Она не имеет внятной идеологии, не ставит реальных политических целей по развитию партийной и общественной демократии, а выступает весьма мощной, тотальной машиной управления страной, манипулируя общественным мнением, а не используя его. В Партии регионов не знают, что такое политический плюрализм. Такие, как я, в ней чужие.
  Всвязи с тем, что Януковича поддержали лишь 49% избирателей, ему очень важно было бы вести политику компромиссов
Был, правда, еще один случай, когда я еще раз обратился к Януковичу с личной просьбой. После выборов 2006 года вокруг меня был большой кризис. Я не мог устроиться на работу, из Высшего совета юстиции меня пытались выгнать с помощью указов президента Ющенко и судов. Тогда я пришел к Януковичу с просьбой рекомендовать меня парламенту в Конституционный суд от Партии регионов. До этого я дважды отказывался избираться судьей КСУ. Он говорит: "Ты у меня в компьютере, иди и ни о чем не думай"… Это также была вежливая форма отказа. Проявление некого безразличия. Это было после провала блока "Не Так!" на выборах 2006 года (Гавриш шел под №7. В первой десятке также были Леонид Кравчук, Виктор Медведчук, Нестор Шуфрич, Григорий Суркис, Юрий Бойко, Михаил Папиев, Олег Блохин, - ред.).

- Вы сейчас критикуете Таможенный союз и вообще сотрудничество с Россией, тогда как блок "Не так!" шел на выборы с лозунгом "НАТО - ні!" и так далее. Вы поменяли политические взгляды?

- А вы полагаете, что в блоке были одни антинатовцы? Кравчук никогда не был антинатовцем, и не являлся таковым. НАТО - крупнейшая, наиболее влиятельная мировая военно-политическая организация. Она владеет крупнейшими ресурсами и отвечает за глобальную мировую безопасность. Что касается критики Таможенного союза, то я - реалист. Я вижу, что Украина сегодня перестала быть стратегическим партнером России, мы не делаем даже вид, что говорим с ними на равных, одним языком и на одном уровне отношений. Россия держит нас в углу ринга, практически лишив нас любых важных инициатив. Это личная позиция ее руководства по отношению к президенту Украины.

- А когда-то вообще Россия и Украина говорили на равных?

- Когда-то, да. Это однозначно было при Кучме, в эпоху расцвета отношений с Москвой, и даже происходило во времена Ющенко. Сегодня же Москва предлагает только один, ультимативный путь - вступление Украины в Евразийский Союз через ТС. Думаю, что этот альянс несостоятельный, у него нет будущего. Он искусственный и построен на чистой политике. В Казахстане уже готовят референдум о выходе из ТС. Так что, попытка Путина создать некий проект глобального цивилизационного развития России так же амбициозен, как и утопичен. Он ничего Украине не сулит, кроме очередной эпохи отсталости. Россия совсем не законодатель трендов развития современного мира. И вообще, в недалеком будущем она будет искать политику присоединения или объединения с Европой. В противном случае ее присоединит к себе Китай.

- А как же перспектива снижения цены на газ?

- Фишка, которую нам предлагают в обмен на вступление в ТС, сама по себе ничего не определяет. Скорее наоборот, консервирует нашу отсталость. Газ вовсе не тот ресурс, который определяет стратегическое развитие Украины. Она непременно должна присоединиться к Западу.

Амбиции, бесконечные внутренние войны и предательства, непрозрачность делают оппозицию очень похожей на власть
- Вы говорите, как оппозиционер...

- Да, я нахожусь в интеллектуальной оппозиции к действующей власти.

- Это как?

- Я не примыкаю ни к одной политической силе. Считаю себя независимым политическим экспертом. Моя критика может и должна помочь власти и оппозиции понять собственные ошибки. Амбиции, самоуверенность, деинтеллектуализация политики, бесконечные внутренние войны и предательства, непрозрачность, фетишизация власти делают оппозицию очень похожей на нынешнюю власть.

- Почему вы не принимаете участие в работе Конституционной ассамблеи? 

- Меня приглашали (на уровне Национальной академии правовых наук, как академика) принять участие в ее работе. Дело в том, что я не совсем понимаю принципы, на которых работает Ассамблея, и ее задачи. Создан совещательный орган при президенте страны. И президенту сегодня удобно говорить о том, что работает некая независимая структура сплошь из известных ученых и независимых экспертов по усовершенствованию или подготовке новой Конституции. Но по факту Ассамблея - это структура сервильного характера, и она будет выполнять то, что ей предложит некая непубличная команда президента. Это орган, к которому крепко привязаны веревки, за которые все время умело дергают. Так никто в мире новую Конституцию как форму общественного договора не готовил. Ничего, кроме конфликтов, она не принесет.

Конституционная ассамблея - сервильная структура, она будет выполнять то, что ей предложит некая непубличная команда президента
- Куда ведет Украину нынешняя власть?

- Никуда. Украина сегодня не развивается, мы ходим по замкнутому кругу. А все усилия власти направлены на сохранение на наиболее долгий срок и на максимально возможное укрепление. Власть работает сегодня, как и вчера, исключительно на 2015 год, Янукович рассматривает сегодняшнее правительство как временный Кабмин, правительство балласта. В ближайшее время команду Николая Азарова сменят более молодые кадры. Они должны будут показать готовность президента к переменам. Оппозиция требованиями отставки правительства играет в этом случае на стороне президента. Она делает для него, уже не впервые, домашнюю работу.

- Кто вместо Азарова - Сергей Арбузов?

- Без сомнения. Он один из самых ожидаемых кадров, из новых донецких.

- И все-таки, в чем просчеты власти?

- Несмотря на задекларированный курс на евроинтеграцию, в Украине не ведется реально никакой работы по реализации необходимых для этого реформ. Наше законодательство не гармонизируется с законодательством Евросоюза, либеральная экономика уничтожается постоянным лоббизмом, коррупцией и политически зависимыми судами. Когда власть с гордостью говорит о принятии нового Уголовного процессуального кодекса, я могу вас заверить, что более плохой УПК сложно было придумать. Там, по сути, ликвидирована самостоятельность, профнезависимость защиты - она сужена только до адвокатуры. Мало того, лишь той, которую представляет только Ассоциация адвокатов Украины. В качестве базы для обвинения допускаются непрямые показания и с чужих слов и т.д. У меня вообще впечатление, что этот кодекс писался исключительно под суд над Юлией Тимошенко.

Более плохой УПК сложно было придумать. Такое впечатление, что этот кодекс писался исключительно под суд над Тимошенко
Да, освобождение Юрия Луценко - правильное решение, но это чисто технологический ход. Потому что без свободы Луценко продолжать переговоры с ЕС, в принципе, было бы невозможно. Луценко на свободе - это гарантия сохранения небольшого люфта для президента в перспективе международных переговоров и поездки на саммит Восточного партнерства в Вильнюс в ноябре. Но его главный и единственно реальный оппонент - Тимошенко - сидит и будет сидеть в тюрьме.

- Как вы оцениваете новый закон о референдуме?

- Как еще один шаг назад от традиции европейского права и цивилизованного общественно-политического диалога. В этом законе много совершенно недемократических, неконституционных норм, манипулятивных инструментов. Законом прямо дискредитируется сама идея прямой демократии, непосредственного управления страной избирателями. Тем более что парламентские выборы-2012, в которых я принимал участие как независимый кандидат, обнажили невиданную доселе склонность правящей партии к наглым и циничным фальсификациям.

- Неужели вас можно чем-то удивить?

- Да, время от времени я удивляюсь. Но последние выборы меня просто шокировали. Как можно не удивляться, если в день голосования возле 100% избирательных участков стояли автомобили, палатки, брендированные символикой Партии регионов. Бесплатно наливалась водка избирателям, шедшим на участок и с него. Можно было за вознаграждение сдать чистый бюллетень в обмен на уже заполненный - с пометкой за моего оппонента. Я все это показал на собственной странице в Фейсбуке, красноречивые видеоролики.

Я не говорю уже об особенностях работы "правильных" комиссий, немотивированного пересчета протоколов. В итоге победил кандидат, который ни дня не работал в округе, который имеет славу "антидепутата". Я не верю, что избиратели, которых я знаю много лет, могли сознательно выбрать такого человека. Вряд ли им нужен представитель "бригады", а не опытный политик. Тем более, что моему оппоненту в том округе принадлежит около 23 тысяч гектаров лесов, в которые заказан вход простым жителям.

- Вы заметили - сильно изменился Янукович за последние десять лет?

- Я не знаю ответа на этот вопрос, я давно с ним не общался. Но, должен сказать, что наша последняя встреча была очень комфортная, взаимная. Он как-то тепло со мной разговаривал, много рассказывал о себе.

В прошлом же мы часто встречались и долго прогуливались вокруг озера на бывшей партийной даче в районе Межигорья. Виктор Федорович гулял иногда вместе с двумя белыми крупными собаками. Я не помню этой породы, но он любил рассказывать, как они могут обходиться буханкой хлеба в день. Вот такая уникальная порода… Чем-то похожая на алабаев.

- Любая собака будет обходиться буханкой хлеба, если ее ничем больше не кормить…

- Нет, дело, наверное, в породе. Я, к сожалению, не помню ее названия. Я хотел как-то даже завести такую же собаку, но нигде ее не нашел.