"Освободят Тимошенко - брошу курить", - сказала Александра Кужель, принимая нас в своем кабинете главы парламентского комитета по вопросам предпринимательской деятельности на улице Садовой в Киеве. Экс-заместитель Сергея Тигипко в покойной ныне партии Сильная Украина, а теперь член оппозиционной Батькивщины, Кужель с оптимизмом оценивает будущее партии Юлии Тимошенко под управлением Арсения Яценюка. Умудренная политическим опытом защитница интересов малого и среднего бизнеса, она считает, что экс-лидер Фронта змін способен стать украинским Лешеком Бальцеровичем (автор экономических реформ современной Польши, - ред.) , а критики объединительных процессов в оппозиционной среде ничем не лучше "протывсихов", поспособствовавших президентству Виктора Януковича. В интервью ЛІГАБізнесІнформ Кужель рассказала о своем отношению к "тушкам" и их "генератору", а также поделилась впечатлениями о совместной работе с партнерами из фракций УДАР и Свобода.

- Как оцениваете объединение оппозиции? Как относитесь к разговорам о том, что Яценюк провел рейдерский захват Батькивщины?

- Никакого поглощения не произошло, а, тем более, рейдерского захвата. Те, кто об этом говорит, не понимают термина "рейдерство". Рейдерство - это принудительный захват. Как в случае с Сильной Украиной - Тигипко уничтожили как политика, он растворился. В случае же с Батькивщиной и Фронтом Тимошенко остается лидером партии, а Яценюк возглавляет политсовет. Слияние оппозиционных партий произошло добровольно.

Вообще, для Яценюка ситуация непростая. Во-первых, Батькивщина - не партия власти, а оппозиционная, и именно по ней власть бьет прямой наводкой, применяет механизм репрессий. Во-вторых, он понимал, что рискует, так как присоединяется к коллективу очень сильных политиков, амбициозных людей, которые более искушены и в практике политического диспута, и в искусстве манипуляции, и вообще более опытны, чем Яценюк и его однопартийцы.

- Вы хотите сказать, что Тимошенко не рисковала, соглашаясь на объединение, а Яценюк пошел на риск?

- Однозначно.

- Далеко не все члены Батькивщины в восторге от объединения и лидерства Яценюка.

- Спроецируем на бизнес - если собственники компаний принимают решение об объединении, то сотрудники либо принимают решение руководства и соглашаются продолжать работать во вновь созданном предприятии, либо покидают его. Батькивщина - партия лидерского типа, она создавалась Юлией Тимошенко, и если партийцы верили и шли за своим лидером Тимошенко в самые трудные времена, и она сегодня, находясь в тюрьме, принимает решение довериться Яценюку, то либо мы ей доверяем и целиком поддерживаем ее, либо в случае несогласия - разворачиваемся и уходим. Но цивилизованно, не теряя достоинства и чести. Тимошенко понимает, что объединение с Фронтом змін очень важно для будущего Украины .

- Батькивщина - не коммерческое предприятие, а демократическая партия.

- Но лидерского типа.

Гриценко соревнуется лично с Яценюком, остальные члены фракции его вообще не интересуют
- Почему ряд влиятельных оппозиционных политиков выступают с резкой критикой Яценюка, несмотря на поддержку Тимошенко?

- Я тоже часто критикую Яценюка. Но делаю это не на страницах СМИ и эфирах провластных каналов, а высказываю свое несогласие честно на фракции, глядя ему в глаза. Это , на мой взгляд, более отвечает принципам и политической культуры, и демократии.

- Вы раньше критиковали его публично , а ДонийГриценкоСтецькивУколов и другие критиковали и раньше, и сегодня...

- Это правда. Тот же Уколов критиковал и во время выборов, вольно или невольно участвуя в компании, направленной против оппозиции. Повторяю, Тимошенко определилась с выбором - на данном этапе Яценюк осуществляет руководство партией. Партийцы вольны принять ее выбор и работать сообща, ради победы, либо вольны идти своим путем, сложив мандат и полномочия. В любом ином случае - это толкотня в чрезвычайно популярной ныне нише "протывсихов", взлелеянной властью и являющейся источником победы Януковича и Партии регионов. Если мне что-то не нравится в Яценюке, я работаю, убеждаю, аргументирую и доказываю. Это командная игра.

- Говорят, что Яценюк болезненно реагирует на критику, и с ним невозможно спорить

- А вы можете мне назвать человека, который любил бы критику? Нет идеальных людей. Но и критика критике рознь. Бывает критика конструктивная, направленная на созидание, бывает критика, которая разрушает. В чем различия, понимает каждый думающий человек - открытая критика обязательно должна включать в себя варианты разрешения спорных ситуаций, а не вести к жесткой конфронтации и не запускать разрушительные механизмы.

- Гриценко утверждает, что поступает точно так же.

- Гриценко всегда выходит и "констатирует факт". Ставит ультиматумы. А потом сразу же выносит это в прессу. Гриценко соревнуется лично с Яценюком, остальные члены фракции его вообще не интересуют.

Да, Яценюк не самый харизматичный человек. Он не из тех, к кому, как говорится, хочется прижаться к груди. Но в Яценюке есть другое - он аналитик, он способен признавать ошибки и развиваться. Я вижу его украинским Бальцеровичем. Его тоже не особенно любили, но он создал сегодняшнюю Польшу.

- Еще совсем недавно вы сравнивали Яценюка с Ющенко и говорили, что его приход к власти будет для страны еще большим шоком, чем посторанжевый период.

- Я говорила, если Яценюк не изменится, то будет так. Но Яценюк хочет меняться и меняется, в нем есть фундамент, на котором можно построить настоящего лидера. Яценюк грамотен , очень умен, но суховат, технократичен. Он не такой, как Ющенко - он не будет обливаться слезами умиления и витать в облаках. По сути, Яценюк по своим качествам больше всех подходит на роль лидера, пока Юлия Тимошенко в заключении. Да, я сама ему часто говорю: "Ты холодный, поэтому тебе люди не верят". У него все еще впереди. Ему надо учиться - не только искусству управления, с этим у него проблем нет, а не бояться говорить с людьми на языке искренности и сопереживания.

Луценко снова несет, его эмоции опять берут верх над объективностью
- Яценюк не нравится не потому, что он плохой, а потому что привел в парламент "тушек". Это вполне конкретная претензия. "Генератор тушек" Мартыненко, как его назвал Юрий Луценко, работает в плотной связке с Яценюком.

- "Тушки" - это люди, не прошедшие испытание деньгами или уступившие под давлением. Это не проблема и не вина Яценюка. "Тушки" были во всех фракциях, и разных созывах. Даже у Христа из двенадцати апостолов был Иуда.

- Не во всех фракциях - из Партии регионов никто не уходил.

- Потому что когда Партия регионов была в оппозиции, "оранжевая" власть никого из них не разрывала и не уничтожала, как это делается сейчас, ни один из регионалов не подвергся репрессиям. Лозунг "Бандитам - тюрьмы!" остался лозунгом. Все они, пережив прилив страха, вернулись во власть и спокойно развивали и приумножали свой бизнес. Сегодня не все выдерживают прессинг. Не могу осуждать тех, кто становится "тушкой" из-за опасений за жизнь своих близких и членов семьи, за свою жизнь.

- И все же, Мартыненко - генератор тушек?

- Я не знаю, что такое "генератор тушек". Я говорила с Юрой (Луценко, - ред.) после его выступления на объединительном съезде... Думала, что все пережитые испытания сделали его более взвешенным. Юру снова несет, его эмоции опять берут верх над объективностью.  По-моему, генератором тушек является страх, жадность и готовность быть жертвой. Мартыненко я практически не знаю. Но он не кажется мне каким-то подлым, злым, черным человеком.

- Как вам работается в оппозиции со Свободой, которую вы называли проектом Коломойского и Колесникова?

- Есть такая информация, но никаких подтверждений ее у меня на данный момент нет. Это наши партнеры, у нас общая цель - изменить власть в Украине. Свобода впервые работает в парламенте, им предстоит еще многому научиться в части работы над законами. В предложениях Свободы пока нередко популизм преобладает над конструктивом, но это присуще всем начинающим политикам.

Партия УДАР - тоже партнер. Ранее вы высказывали опасения, что Виталий Кличко станет вторым Тигипко. Прогноз сбывается?

- Вы знаете, о Кличко ничего сказать не могу. Сожалею о том, что Виталий не поддерживал все акции Вставай, Украина! Очень сожалею, что он не поддержал Яценюка и не пошел с ним на встречу к президенту (разговор состоялся 19 июня, - ред.), и послужил своеобразным детонатором решения Олега Тягнибока игнорировать встречу на Банковой.

Юлия Тимошенко четвертые сутки не встает с постели, у нее страшный рецидив. Повторяю , вопрос стоит о ее жизни. Обсудить вопрос Тимошенко с Януковичем было просто необходимо. И позиция Кличко и Тягнибока в этом мне непонятна.

Представители УДАРа уже сегодня ведут себя, как фракция президента. Наверное, потому там и тушек нет
Что касается фракции УДАР, то, по моим наблюдениям, они уже сегодня ведут себя, как фракция президента. Наверное, потому там и "тушек" нет, на самом деле. Я на них смотрю с улыбкой, потому что видела то же самое раньше - хотя бы в 2002-м во фракции Наша Украина.

- Батькивщина выдвинула Тимошенко в президенты на 2015 год. Но может так произойти, что она к тому времени не выйдет из тюрьмы. Оппозиция сможет выдвинуть единого кандидата?

- В первом туре пусть идут все, кому угодно. Об этом и Юлия Тимошенко говорила в своем письме. А во втором туре вся оппозиция поддержит сильнейшего кандидата по итогам первого. Я буду поддерживать Яценюка, потому что точно знаю: если он победит, то на следующий день Тимошенко выйдет из тюрьмы и станет премьер-министром. И потом, вы представляете, что будет, если президентом станет человек, ни дня не работавший на госслужбе? Вы представляете, как развернется его аппарат? Сейчас много говорят о рейтингах, а президент должен избираться не на основании рейтингов, а на основании поддержки людьми экономической программы, предложенной кандидатом, на основании осознания перспектив развития страны.

- Если бы о премьерстве Тимошенко сказал лично Яценюк, это добавило бы ему баллов

- У нас еще много времени. Он об этом не говорит, потому что мы наполовину уверены, что до выборов Тимошенко освободят.

- Если Тимошенко выйдет и станет президентом, премьер-министром будет Яценюк?

- Давайте без "если". Тимошенко выйдет и станет президентом. 

Досье на Александру Кужель