Несколько сотен первокурсников ведущих вузов России - Московского и Санкт-Петербургского университетов, Московского государственного института международных отношений и Университета имени Баумана - могут быть отчислены по причинам, не связанным с успеваемостью. Кроме того, отчисление еще 2000 студентов старших курсов под вопросом. Так, банк "Союз", переставший перечислять вузам деньги по программе кредитования студентов, преподал молодым горький урок, пишет российская газета "Труд".

Для многих талантливых школьников образовательные кредиты были практически единственным шансом получить образование в 22 лучших российских вузах. Образовательные кредиты узаконили как отдельный вид кредитования в 2000 году. Главное их отличие от обычных банковских займов заключается в том, что деньги нужно отдавать только через несколько лет, когда вуз будет закончен, а заемщик получит хорошо оплачиваемую работу. В активную фазу это начинание перешло лишь в начале 2007 года, когда Минобрнауки РФ предложило выдать через банковскую систему около 30 000 кредитов на общую сумму около 6,5 млрд. рублей. Выдать банки, правда, смогли только 10 000 кредитов, но и это немало. Министерство рассчитывало через несколько лет подтянуть российскую систему образования к американской, где 2/3 студентов учатся в кредит.

Крупнейшими участниками программы среди банков стали Сбербанк, банки "Союз" и "Образование". В частности, около 3500 студентов крупнейших московских и региональных вузов училось на платном отделении на деньги банка "Союз". Молодым людям деньги выдавали на сравнительно либеральных условиях. При оформлении требовался только паспорт. У компании были представители в основных московских вузах, которые раз в полгода получали деньги и проверяли, действительно ли студенты-заемщики продолжают учебу в вузах. Вместе с тем, в сентябре этого года большая часть клиентов "Союза" - 2400 человек - не получили очередные транши. Другие банки пока исправно перечисляют деньги и, более того, предлагают кредиты будущим абитуриентам. Таким образом, российские студенты поняли на собственной шкуре, что учиться в кредит стало опасно.