Известный банкир и меценат Дэвид Рокфеллер, выставивший на торги "Sotheby's" картину абстракциониста Марка Ротко, публично попрощался с самым дорогим произведением современного искусства.

Смотрите нас на YouTube: объясняем сложные вещи простыми словами

Как сообщает РИА "Новости", холст выходца из России М.Ротко, под названием "Белый центр (желтое, розовое и лиловое на розовом)" во вторник вечером ушел на торгах "Sotheby's" за неожиданно рекордные $72,8 млн. Д.Рокфеллер лично присутствовал на торгах.

"Я рад, что торги прошли так хорошо. Я наслаждался 47 лет, живя с этой работой, и надеюсь, что новый владелец будет также наслаждаться ею", - приводит торговый дом слова Рокфеллера в пресс-релизе. "Sotheby's" не открывает имя покупателя.

Д.Рокфеллер приобрел полотно в 1960 году, спустя десять лет после его написания, по настоятельной рекомендации Дорот Миллер, первого директора нью-йоркского Музея современного искусства. Тогда ему этот шедевр обошелся в $10 тыс., за которые ему уступила полотно абстракциониста Лили Блисс, племянница одного из трех основателей Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Торговый дом вначале оценил это полотно за $40 млн., однако затем снял свою оценку из открытого доступа. Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в $22 млн., установленную тем же самым Ротко в 2005 году на аукционе "Кристис" в Нью-Йорке за полотно "Почитание Матисса".

"Здесь ничего объяснять не надо - просто прекрасно", - сказал эксперт торгового дома Тобиас Мейер, комментируя продажу полотна, представляющего собой полосы различных цветов. "Фантастическими" назвал он результаты двухдневных торгов, выручка от которых составила $254,874 млн.

Настоящее имя художника - Маркус Роткович. Он родился 25 сентября 1903 в Двинске, в России (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1913 семья эмигрировала в Портленд (штат Орегон). В 1921 Ротко получил стипендию в Йельском университете, но проучился там только до 1923, а затем уехал в Нью-Йорк. Посещал занятия Лиги изучающих искусство, которые проходили в основном под руководством Макса Вебера, и в 1929 впервые выставил свои работы. Его произведения этого времени представляют собой композиции, романтические по духу и стилистически близкие экспрессионизму.

В 1940-е годы живопись М.Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам. К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета.

С конца 1950-х годов М.Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий. В 1958 он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрем-билдинг. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее "Тэйт" в Лондоне.

В 1961 году М.Ротко получил аналогичный заказ на украшение Холиоук-центра Гарвардского университета. Самая значительная работа м.Ротко - цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне. Он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1970.