Новая эра Поднебесной: как Си Цзиньпин изменит Китай
Си Цзиньпин (фото - ЕРА)

В Китае завершился XIX съезд Коммунистической партии, который подтвердил превращение нынешнего руководителя Китая Си Цзиньпина в самого могущественного лидера страны за последние 30 лет. Съезд принял решение внести в устав партии положение о его идее "новой эры социализма с китайской спецификой". Это символическое решение ставит Си Цзиньпина в один ряд с создателем КНР Мао Цзэдуном и, даже на более важное место, чем Дэна Сяопина, инициатора реформ, которые позволили Китаю сделать огромный скачок в развитии с конца 70-х. 

Си Цзиньпину предстоит еще доказать свою способность превзойти вклад Дэна Сяопина в развитие Китая, но он действительно выделяется масштабом преобразований и грядущих планов на фоне экс-руководителей Китая Цзянь Цзэминя и Ху Цзиньтао.

53851551.jpg

Слева направо: Ху Цзиньтао, Си Цзиньпин, Цзянь Цзэминь (фото - ЕРА)

Сделать Китай снова великим

По официальным данным китайских властей, за последние пять лет ВВП Китая вырос с 54 до 80 трлн юаней или же $12 трлн. Китай все еще остается второй экономикой мира после США, но если будут сохранены такие темпы экономического роста, как в этом году - около 6,8%, мировым экономическим лидером страна окажется в течение следующего десятилетия.

Власти Китая намерены к 2020 году полностью побороть бедность в стране. Си Цзиньпин на съезде партии заявил, что за последние пять лет из бедности удалось вырвать 60 млн китайцев и сейчас перед страной стоит задача построения среднезажиточного общества. "К 2020 году в Китае полностью сформируется среднезажиточное общество. Проведение политики открытости и реформ - один из ключевых факторов, предрешающих судьбу КНР", - подчеркнул руководитель Китая. При этом он настаивает на ускорении рыночных реформ, демонополизации и отмены норм, мешающих развитию частного бизнеса.

На ХІХ-м съезде объявлено о начале новой эпохи - "мечты о великом возрождение китайской нации" - становлении Китая как развитого государства к 2049 году, столетию создания КНР. В плане доходов среднестатистического китайца это означает, что если сейчас номинальный ВВП на душу населения в Китае по данным МВФ чуть ниже, чем в Бразилии и РФ, около $8 тыс в 2016 году, то к 2049 году в Пекине хотят, чтобы китайцы не уступали немцам по своим доходам. Реалистично ли это? В начале 1980-х в Китае еще решали проблемы первоочередного обеспечения одеждой, чтобы в семьях на нескольких детей один комплект одежды не приходился. Сейчас Китай все еще остается развивающейся страной, но за 40 лет он сделал такой рывок, что даже уровень развития Германии уже не кажется недостижимым.

"Для нас настало время занять центральное место в мире и вносить еще больший вклад в историю человечества", - заявил в ходе съезда Си Цзиньпин.

Второе важное направление, которое реализуют китайские власти - это борьба с коррупцией, которую Си Цзиньпин назвал "величайшим вызовом" и обещает принять новое антикоррупционное законодательство. Кампания по борьбе с коррупцией, запущенная пять лет назад, используется не только для борьбы с нечистыми на руку чиновниками, но и как инструмент внутриполитической борьбы, в том числе против приближенных экс-руководителя Китая Ху Цзиньтао (2002-2012).

В рамках антикоррупционной кампании по официальным данным за пять лет были проведены расследования в отношении 440 чиновников провинциального и государственного уровня, наказаны 8,9 тыс. должностных лиц управленческого уровня, 63 тыс чиновников уездного уровня, 278 тыс членов партии, за рубежом задержаны 3, 5 тыс подозреваемых в коррупции.

Самым шумным стало дело "новой банды четырех". В его рамках к пожизненному заключению был приговорен бывший соперник Си Цзиньпина, глава чунцинского горкома партии Бо Силай, экс-министр общественной безопасности Чжоу Юнкан, руководитель канцелярии Компартии при Ху Цзиньтао Лин Цзихуа, замглавы Военного совета ЦК КПК генерал Сюй Цайхоу. Несколько дней назад было объявлено, что часть из них готовила госпереворот в стране.

50262966.jpg

Бо Силай, высокопоставленный чиновник, приговоренный к пожизненному заключению (фото - ЕРА)

Борьба с коррупцией затронула китайскую армию, где прошла чистка коррупционеров, проведено омоложение офицерского состава и предприняты меры для усиления гражданского контроля.

Главные же негативные тенденции развития Китая за последние годы связывают с правами человека и ужасным состоянием экологии, что стало причиной ряда акций протеста внутри страны. Правозащитные организации говорят об увеличении репрессий против представителей демократической оппозиции в Китае. Яркий пример - арест в августе лидеров так называемого Движения зонтиков в Гонконге, которое проявило себя массовыми протестами в сентябре-декабре 2014 года. Около 20 участников протеста в августе 2017 года получили тюремные сроки на несколько месяцев. Не меньшее негодование на Западе вызвало тюремное заключение нобелевского лауреата Лю Сяобо, умершего этим летом.

53715041.jpg

Студенческая акция протеста против арестов оппозиционеров в Гонконге (фото - ЕРА)

Третий срок для Си Цзиньпина

Модель коллективного руководства Китаем, сложившаяся в конце правления Дэна Сяопина, при Си Цзиньпине меняется в сторону усиления позиций руководителя государства. Бывшие руководители партии, Цзянь Цзэминь (1989-2002) и Ху Цзиньтао, после ухода с занимаемых постов осуществляют свое влияние на политику через близких людей в руководстве партии, но оно уменьшается. Близких к Цзэминю партократов прозвали "шанхайской кликой", близких к Ху Цзиньтао - "фракцией Лиги", по названию Лиги молодежи Китая, в которой она зародилась. Си Цзиньпин стремится ввести в руководство партии и государства как можно больше людей, с которыми он работал и которым доверяет, нивелировать влияние фракций. Некоторые близкие к Цзиньтао и Цзэминю чиновники сели в тюрьму в рамках антикоррупционной кампании.

По итогам ХІХ съезда партии произошла замена пяти из семи членов ключевого руководящего органа партии- постоянного комитета политбюро ЦК КПК. В нем остались Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян, а вошли в его состав партийный идеолог, китайский "Киссинджер" Ван Хунин, который отвечал за формирование теорий и концепций развития Китая уже при трех китайских руководителях, глава парткома Шанхая и член "шанхайской клики" Хань Чжэн, близкий к Си Цзиньпину глава канцелярии ЦК партии Ли Чжаньшу, известный сторонник рыночной либерализации вице-премьер Ван Ян, а также глава антикоррупционного органа - Центральной комиссии по проверке дисциплины - Чжао Лэцзи. Ожидаемого прихода в верховное руководство шестого поколения руководителей - родившихся в 1960-х партократов - не произошло. Все руководство принадлежит к пятому поколению руководителей, уроженцев 1950-х. Глава парткома провинции Гуандун Ху Чунхуа, которому СМИ пророчили должность преемника Си Цзиньпина, не был введен в состав постоянного комитета политбюро.

53853846.jpg

Слева направо: Хань Чжэн, Ван Хунин, Ли Чжаньшу, Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Ван Ян, Чжао Лэцзи (фото - ЕРА)

Западные СМИ трактуют то, что за пять лет до окончания полномочий Си Цзиньпина не ясно, кто будет его преемником, как желание действующего главы государства остаться у власти на третий срок, до 2027 года, вразрез с ограничением на два пятилетних срока. Ведь сам Си Цзиньпин и действующий премьер Ли Кэцян были введены в постоянный состав Политбюро в 2007 году, и уже тогда было ясно, что в 2012 году они займут должности президента и премьера.

Есть ли у Си Цзиньпина намерение как можно дольше оставаться у власти и какие изменения в политике Китая стоит ожидать в ближайшее время LIGA.net рассказали ведущие украинские специалисты по Восточной Азии:

Виктор Константинов, доцент Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко

константинов.jpg

Спекуляции о том, что Си Цзиньпин не хочет уходить через пять лет, а хочет остаться еще на один срок, они справедливы и несправедливы одновременно. Возможно, он уйдет с поста президента, отдаст пост генерального секретаря, потому что иначе это создаст сложности, но оставит себе пост, который позволит сохранить влияние в партии. Это не будет отходом от коллективного руководства в полной мере, но это будет похоже на лучшие годы Дэн Сяопина, когда он контролировал ситуацию в стране. Си Цзиньпину это позволит сохранить правила и не настроить против себя других лидеров, а с другой стороны позволит ему продолжить реформы, которые нельзя довести до логического конца за пять лет. Дэн Сяопин знал, что его программа потребует много лет и поэтому до последнего пытался влиять на политику. И в такой же ситуации сейчас находится Си Цзиньпин. Он уверен в своей правоте, своих идеях, и будут стремиться остаться у власти даже за счет изменения структуры власти.

Во внешней политике не стоит ожидать больших изменений. Китай не выступает инициатором ухудшения отношений с США. Ухудшение или улучшение отношений будет зависеть в данном случае, не захочет ли кто-то в Вашингтоне выбрать после Ирана еще одно государство для обострения отношений. После встречи Си Цзиньпина с Трампом в апреле Вашингтон немного отпустило в этом плане. Пока США придерживаются взвешенной политики в отношении Китая, от Китая ожидать обострения не стоит. Но это в глобальном масштабе.

А вот обострение отношений в регионе возможно. Еще при Ху Цзиньтао Китай демонстрировал, что наличие конфликта с американцами в отдельном вопросе совместимо с нормальными отношениями в других вопросах. Пекин может пойти на конфликт по Южно-Китайскому морю и Тайваню. 

Вопрос Тайваня во второй каденции Си Цзиньпина будет выходить на первый план во внешней политике Китая, и тут отношения с США могут обостряться по инициативе Пекина, и будут обостряться для давления на США, чтобы хотя бы добиться того, что они перестанут выступать очевидной стороной конфликта, как это всегда было. Пекин сейчас занял еще более жесткую позицию по Тайваню. На любые акции в отношении независимости Тайваня Китай будет отвечать. В руководстве КНР очевидно есть консенсус, что нужно ускорять процессы конвергенции всех территорий государства, а без Тайваня она утратит смысл. Безусловно, не военные меры, но пока политические и экономические шаги через давление на Тайвань следует ожидать. Кроме того, уже сейчас по линии сотрудничества между оппозиционным Гоминьданом на Тайване и КПК шаги предпринимаются, и в ближайшие 3 года это станет одной из самых существенных задач в китайской политике.

Виктор Киктенко, завотделом Дальнего Востока Института востоковедения НАН Украины

kiktenko.jpg

В выступлении на съезде Си Цзиньпин признал, что Китай все еще развивающееся государство, но потенциал экономики определяет страну в несколько ином статусе. Сейчас происходит отказ от советских моделей развития, фактически в Китае с 1978 года идет десоветизация, хотя у нас это плохо понимают, при этом говорится о строительстве социализма с китайской спецификой. К 2021 году, определено как приоритет построение общества средней зажиточности, что соответствует задаче преодоления расслоения в обществе и бедности.

Одним из ключевых вопросов в будущем будет Тайвань, где у власти сейчас находится националистическая партия Миньцзиньдан. Си Цзиньпин сказал, что не допустит независимости острова. На примере конфликтов в Южно-Китайском море и недавнего конфликта с Индией, видно, что Китай будет искать решение таких вопросов, но не отдаст свои земли.

Во внешней политике Китая кардинальных изменений не будет. Китай поддерживает идею многополярного мира, без какого-либо единого лидера и гегемонии. Одновременно сам Китай обещает не преследовать гегемонистских целей.  

Украина-Китай: сделать шаг навстречу

Усиление Китая на мировой арене и его стремительный рост при Си Цзиньпине ставит вопрос о необходимости активизации отношений Украины с Китаем. Пик их развития был достигнут в декабре 2013 года, когда был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Сейчас Китай входит в пятерку ведущих торговых партнеров Украины, однако за последние три года большого прогресса в отношениях двух стран нет. Это в том числе связано с нейтральной позицией Китая в отношении российско-украинского конфликта. Украинские политики неоднократно говорили о привлечении инвестиций из Китая для развития транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства, но прорывов нет. Украинские эксперты в комментарии LIGA.net отметили, что Киеву нужно проявлять больше инициативы в отношениях с Пекином.

Виктор Константинов, доцент Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко

константинов.jpg

У Китая нет какой-то политики в отношении Украины. Однако есть элементы, которые могут позволить нам усилить связи с Китаем, выйти если не на формирование полноценной политики, то на появление постоянного интереса к Украине в Китае. Это работа в формате 16+1, Шелковый путь. Сейчас очевидно, что Китай взял курс на формирование опорных узлов во всех регионах, в том числе в Восточной Европе. Речь идет о постройках опорных портов, создании транспортных хабов, что уже реализуется в государствах Карибского бассейна. И Украина может воспользоваться своим шансом в этом плане.

И не нужно вмешивать Китай в конфликт Украины с Россией. Китай как раз не хочет оказаться в ситуации, когда ему нужно будет выбирать сторону в этом конфликте. Ставя Пекин в ситуацию выбора, и мы, и РФ, будем ставить его в неудобное положение. Мы - явно не то государство, которое может заставить Китай сделать категорический выбор.

Виктор Киктенко, завотделом Дальнего Востока Института востоковедения НАН Украины

киктенко.jpgДля развития отношений с Китаем нужны визиты в Пекин на высоком уровне. К сожалению, таких визитов за три года не было, была лишь одна встреча Порошенко и Си Цзиньпина. Китай демонстрирует интерес к сотрудничеству с Украиной. Посол Китая в Украине передавал предложения о создании свободной экономической зоны с Китаем и введения безвизового режима. Ни на одно из предложений ответов нет. Кроме того, Украина не присоединилась к инициативе Китая "Один пояс - один путь".

Тем временем украинским производителям становится сложнее входить на китайский рынок. Китай зависит от поставок продовольствия, энергоресурсов и ноу-хау, а Украина могла бы быть по первому пункту большим партнером, чем сегодня. Поэтому нужна инициатива со стороны украинского руководства. 

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.