Едва неделя прошла с тех пор, как Европа пренебрежительно отвергла призывы США принять участие в проводимой ими санации банковской системы, а теперь и сама она столкнулась с финансовым кризисом, который почти не уступает по размаху американскому. Стало ясно, насколько быстро эта зараза распространяется по миру. Об этом пишет влиятельная американская деловая газета "The New York Times", которую цитирует "Inopressa".

За минувшие два дня на пространстве от Лондона до Берлина власти арестовали имущество или предоставили экономическую поддержку пяти оказавшимся в тяжелом положении банкам. Правительство Ирландии, где слухи о паническом изъятии средств из банков создали нервозную атмосферу на фондовом рынке, установило всеобщие гарантии по всем вкладам и задолженностям по банковской ссуде сроком на два года.

Не столь сильно кризис ударил по Азии, хотя начавшееся на прошлой неделе в Гонконге массовое изъятие вкладов (продолжалось оно, впрочем, недолго) воскресило в памяти мрачные воспоминания об июне 1997 года. Тогда в результате спекуляций валютой Таиланда разразился финансовый кризис, впоследствии быстро распространившийся по Азии, а позже затронувший также Бразилию и Россию.

Экономисты усматривают аналогию между этими двумя кризисами, разделенными десятилетним промежутком времени: когда среди кредиторов начинается паника и они принимаются выводить свои капиталы, глубинное благосостояние банков (а то и целых стран) мало что решает. С точки зрения мировой финансовой системы государственные границы проницаемы. "В наше время паническое изъятие банковских вкладов охватывает весь мир, а не только участников того или иного блока, – говорит ведущий экономист "Deutsche Bank" по европейским рынкам Томас Майер. – Как только началось массовое изъятие средств, уже не важно, надежный у вас кредитор или нет. Люди перестают вам верить".

Опасаясь реакции инвесторов на отклонение Палатой представителей Конгресса США предложенного администрацией Буша плана спасения экономики, во вторник утром российские власти на два часа приостановили торги на Московской фондовой бирже, показав тем самым, насколько уязвима Россия перед лицом этой заразы. Торги возобновились, а после того, как президент Буш пообещал добиться одобрения данного пакета мер, бумаги снова начали расти. "Люди задаются вопросом: "Что же такое творится с Россией?" – говорит ведущий аналитик банка "Ренессанс" в Москве Роланд Нэш. – Россия реагирует на беспрецедентную по масштабам, сложности и опасности угрозу, исходящую из США".

По словам экспертов, ударная волна может вернуться в Соединенные Штаты, поскольку Россия вкладывала в американские долговые обязательства, в том числе в бумаги "Fannie Mae", свои нефтяные деньги. Есть у России и другие проблемы, связанные в частности с нестабильными ценами на нефть и проводимой с недавнего времени напористой внешней политикой, которая не нравится многим инвесторам.

Толчок к потере доверия в Европе дало решение министерства финансов США двухнедельной давности, в результате которого стало возможным банкротство "Lehman Brothers". Эти события аукнулись на европейских рынках: пострадали банки и инвестиционные компании, связанные с "Lehman Brothers". На осознание последствий этого банкротства в Европе ушло несколько дней, однако теперь, когда эти последствия ясны, европейцы обращают безжалостный взор на другие компании, которые кажутся им уязвимыми.

В Белом доме отчаянно пытаются перековать план спасения финансовой системы, а расползающийся по миру кризис несет с собой далеко идущие последствия, – говорят сотрудники администрации и сторонние эксперты. Вероятно, он заставит европейцев предпринять более скоординированные усилия по поддержке банков – в пользу такого шага на прошлой неделе высказался министр финансов США Генри Полсон. Президент Франции Николя Саркози призывает созвать в пятницу в Париже мини-саммит государственных лидеров.

"Все мы сходимся на том, что метод, когда в кризисной для финансовой компании ситуации каждый находит ситуативные решения в своем углу, недостаточно систематичен", – заявил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, глава ассоциации министров финансов стран Европы. Во вторник Франция и Бельгия бросили "спасательный круг" в $9 млрд. франко-бельгийской кредитной компании "Dexia", а днем ранее Бельгия, Голландия и Люксембург совместными усилиями выделили $16,2 млрд. для спасения еще одного банка, "Fortis".

Европейские передряги могут дополнительно осложнить реализацию американского плана, поскольку все новые банки оказываются в бедственном положении. Если министерство финансов получит санкцию Конгресса на выкуп у банков связанных с ипотекой ценных бумаг, от цены, которую оно назначит за эти активы, будет зависеть финансовая состоятельность европейских компаний. Некоторые из банков, работая в кредитной сфере своих стран, страдают, так сказать, за компанию. Другим ("Fortis", например) недостает устойчивой базы депозитов, которая должна играть роль демпфера связанных с кредитованием колебаний. Особенно уязвимы страны, в которых образовался пузырь на рынке недвижимости, такие как Ирландия, Испания и Великобритания, а также ряд восточноевропейских государств и прочих развивающихся рынков, имеющих повышенный дефицит текущего счета и скромные валютные резервы.

Министр финансов Ирландии Брайан Ленихан связывает затруднения, с которыми столкнулась его страна, с банкротством "Lehman Brothers". Он заявил, что власти США "совершили ошибку, позволив банку вылететь в трубу, поскольку это имело очень серьезные последствия для мировой финансовой системы". Ирландский план устанавливает гарантии по банковским вкладам и кредитам для клиентов и кредиторов шести банков. Таким образом, правительство этой страны принимает поручительство на $400 млрд., что в два раза больше национального объема производства.

Эксперты предвещают Европе эпидемию банковских банкротств, хотя этот процесс, по мнению некоторых, может оказаться менее политизированным, чем в США, поскольку там существует традиция национализации. А пока созданию более широкого плана действий препятствуют существующие в Евросоюзе правовые и политические ограничения, которые подразумевают коллективную ответственность и необходимость консенсуса. "Европейцы более педантичны и склонны к соблюдению правил, чем американцы, – говорит бывший главный экономист МВФ Саймон Джонсон. – Но когда ситуация примет достаточно дурной оборот, они обнаружат свою гибкость". В частности, по его словам, опасения вызывает UBS – гигантский швейцарский банк, который сильно зависит от ипотечных ценных бумаг и располагается в маленькой стране, которая не является членом Евросоюза. "Нет единства во мнениях относительно того, сможет ли Швейцария оказать поддержку UBS", – сказал Джонсон.

Помимо частных банков, США приходится думать о благосостоянии крупных кредиторов американского правительства – от России и Китая до ближневосточных нефтедобытчиков. Особенное беспокойство, по словам экспертов, вызывает Россия. Из-за падения цен на нефть и внутреннего банковского кризиса она оказалась в напряженном финансовом положении. Если бы русские распродали имеющиеся у них американские долговые обязательства, это могло бы привести к падению курса доллара и умножению затрат на санацию экономики.

Россия уже откупорила свои крупные валютные резервы для финансирования программы вспомоществования банкам. Подвижки в размещенных за рубежом американских долговых обязательствах, по словам американских чиновников, невелики.

Другие крупные кредиторы (например, Китай), по словам экспертов, находятся в более благоприятном финансовом состоянии. Но и там темпы роста падают, а транстихоокеанская торговля теряет обороты. Если сокращение окажется травматичным и приведет к банковскому кризису, это может заставить китайцев сбыть их американские авуары, утверждают те же эксперты.

Кроме того, при всех передрягах на Уолл-Стрит и в Вашингтоне, доллар остается на удивление стабильным – что, по мнению экономистов, также свидетельствует о том, что иностранные инвесторы пока не утратили доверия к США. Впрочем, отчасти это связано с недостатком других мест для безопасного вложения денег. "Если бы иностранные игроки утратили доверие к нам, у нас бы начались большие проблемы, – говорит Кеннет С.Рогофф, экономист из Гарварда. – Зарубежные страны, прежде чем оказаться от сотрудничества с нами, еще дадут нам несколько подач".