Дешевый газ или демократия? Туркменская проблема США
С учетом его отчества, Гурбангулы Маликгулиевич Бердымухаммедов, пожалуй, может претендовать на самое длинное имя национального лидера. "Но г-н Б. быстро положил конец надеждам оппозиции на более открытый, демократический Туркменистан, в то время как эта центральноазиатская страна бредет к президентским выборам, назначенным на 11 февраля. Его почти неизбежная победа над номинальными соперниками представляет серьезную проблему для США и Европы, чью заинтересованность в продолжении "марша свободы" превосходит только их жажда дешевой энергии", - пишет известная английская газета "The Guardian".
В Туркменистане находятся некоторые из крупнейших в мире газовых месторождений, производящих газ в объеме, эквивалентном 11% годового потребления ЕС. "Но ее экспортные трубопроводы остаются под жестким российским контролем - наследие советских времен. В сентябре прошлого года российский государственный энергетический гигант "Газпром" получил доступ к крупному месторождению Йолотань и опцион на все излишки до 2009 года. Сделка положила конец попыткам Президента Сапармурата Ниязова ослабить российскую хватку. Как бы то ни было, в декабре Ниязов, известный как великий Туркменбаши, умер после 21 года правления одной из самых жестоких диктатур мира. Видимо, не испытывающий беспокойства по поводу демократического переходного периода, российский Президент Владимир Путин быстро укрепил связи с Бердымухаммедовым, фаворитом Ниязова, назначенным исполняющим обязанности Президента. Они обменялись заверениями в продолжении тесных энергетических отношений. Вашингтон тоже не бездействовал, отправив в Ашхабад двух посланников среднего уровня. Но он терпел авторитарный культ личности Ниязова и добивался его энергетического расположения, так что его публичные заявления о преемственности были осторожными. Европейская комиссия в январе провозгласила, что ЕС должен расширить свое стратегическое присутствие в Центральной Азии, вне зависимости от соблюдения прав человека. Но живущие в изгнании лидеры туркменской оппозиции говорят, что, глядя сквозь пальцы на грядущую пародию на выборы, страны Запада упускают "второй исторический шанс" продвинуть демократические реформы и противодействовать энергетическому господству Москвы к собственной выгоде", - говорится в статье.
"Ниязов был эгоистичным деспотом-клептократом", - писал в "Washington Post" Нурмухаммед Ханамов, лидер созданной в изгнании Республиканской партии Туркменистана, а теперь, полагает он, есть опасность повторения истории. Все остальные официальные кандидаты в президенты являются членами правящей Демократической партии, СМИ находятся под строгим государственным контролем, а предположительно независимый руководитель избирательной комиссии уже заявил, что Бердымухаммедов лучше всего подходит на должность Президента. И тем не менее правящая клика страны ничего не оставляет на волю случая. Институт исследований войны и мира опубликовал доклад эмигрантов, в котором говорится, что внутренняя безопасность и надзор усилены, "чтобы гарантировать, что никакая случайность не остановит Бердымухаммедова на пути к власти". И несмотря на свои обещания реформ, Роберт Арсенот из Международной лиги прав человека предположил, что мало что изменится без согласованного давления извне. "Будущее Туркменистана и его население, превышающее 5 млн., брошены на произвол судьбы, - заявил он газете "Baltimore Sun". - У США есть прекрасная возможность использовать свое дипломатическое влияние и добиться демократического результата", - пишет издание.
"Но, как случилось в прошлом году по другую сторону Каспия, когда демократия бросила вызов Азербайджану, Вашингтон, питающий надежду на энергетические сделки, видимо, предпочтет не раскачивать лодку. Дружественный Туркменистан, граничащий с Ираном и Афганистаном, имеет также стратегическую ценность. Это заставило оппозиционного кандидата в президенты в изгнании Худайберды Оразова призвать США не соглашаться на циничную сделку "газ в обмен на диктатуру", - пишет газета.
"Прошу вас, покажите, что права и свободы человека для вас не абстрактная теория, что вы готовы бороться за них не только там, где вам удобно, а во всем мире", - заявил он. Впрочем, неизвестно, слышит ли его хоть кто-нибудь", - говорится в тексте материала.