Расширение Европейского Союза застопорилось, после вступления в ЕС Румынии и Болгарии в январе месяце наступит долгая пауза. Раньше Брюссель использовал перспективу членства в ЕС в качестве основного стимула экономических и политических реформ в соседних странах, но сейчас ему нужны другие методы. Так, британское издание "The Financial Times" пишет о том, что Германия, которая в январе начнет свое председательство в ЕС, обещает, что одной из ее первоочередных задач будет выработка новой "политики добрососедства". Такой пересмотр необходим, причем в кратчайшие сроки. В будущем году главной задачей ЕС станет укрепление связей с соседями, которые не являются кандидатами на вступление.

Следите за проверенными новостями теперь и в WhatsApp

В статье говорится, что ЕС не может равнодушно относиться к "цепочке нестабильности", которая проходит от Беларуси до Северной Африки через Украину, Молдову, Западные Балканы и Ближний Восток. В том случае, если ЕС не возьмет на себя ответственность и не направит соседние регионы на путь к экономическому процветанию и хорошему управлению государством, он рискует жестоко поплатиться. Такие явления, как политическая нестабильность, религиозный экстремизм, этнические конфликты, организованная преступность и нелегальная миграция смогут распространиться из соседних стран по территории Евросоюза, а это уже можно наблюдать по некоторым направлениям.

Разработанная в 2004 г. политика добрососедства ЕС (ЕПД) сегодня демонстрирует свою неадекватность. Суть ее состоит в том, что Союз разрабатывает определенный "план действий" вместе с каждой страной-соседкой. Так, в обмен на серию конкретных реформ, ЕС обещает развитие торговли, финансовую помощь, расширение политических связей, участие в некоторых программах ЕС, однако о вступлении в ЕС речь не идет. Такие "планы действий" уже согласованы с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Израилем, Иорданией, Марокко, Молдовой, Палестинской автономией, Тунисом и Украиной.

Газета отмечает, что некоторые из этих "планов" добились определенных результатов. Так, Украина сблизила часть законов и стандартов с нормами ЕС, и вскоре по отношению к ней должен быть введен упрощенный визовый режим. Марокко и Молдова улучшили охрану границ. В Иордании, Марокко и Тунисе созданы форумы для обсуждения вопросов демократии и прав человека. Но в целом ЕПД не смогла обеспечить в соседних государствах такие же преобразования, которые осуществили восточноевропейские страны в процессе вступления в ЕС. "Морковка" оказалась не столь сочной, чтобы побудить политические элиты этих стран провести многие из необходимых болезненных реформ. Это естественно, что ЕС не может предложить всем соседям место в Союзе, но в то же время он должен разработать для них более привлекательный ряд стимулов.

"The Financial Times" пишет о том, что Союзу стоит предложить партнерство в рамках Единой внешней политики и политики безопасности (ЕВПБ) ЕС. Если такие страны, как Украина и Грузия, будут стабильно продвигаться к построению либеральной демократии, ЕС должен предложить им направить своих дипломатов в Совет министров иностранных дел в Брюсселе. Там они могли бы принять участие в обсуждении политического курса по проблемам, которые имеют взаимный интерес, таких как обеспечение безопасности на Черном море, нераспространение оружия массового поражения, борьба с терроризмом и нелегальной миграцией. Партнеры могли бы участвовать в разработке политики ЕС, но не являлись бы его членами и не имели права голоса. После одобрения ЕС того или иного политические мероприятия партнеры могли бы сами решить - присоединяться к ним или нет.

По мнению издания, такое партнерство в рамках ЕВПБ сможет помочь таким странам, как Украина и Грузия, почувствовать себя в большей безопасности. Многие грузины и некоторые украинцы рассматривают членство в НАТО как самую надежную гарантию безопасности. Но поскольку это - дело неблизкого будущего, в качестве промежуточного шага их может привлечь укрепление связей с ЕС в этом направлении. А все эти рекомендации по совершенствованию политики добрососедства могут быть реализованы только в отсутствии намека на вступление в ЕС, поскольку некоторые граждане Грузии и Украины воспримут скептически любое предложение, в котором не упоминается о присоединении к ЕС. Однако, осознав, что их членство в Евросоюзе в скором будущем на повестке дня не стоит, возможно, они будут рады сблизиться с ним другими способами.