"Мы не обсуждали Россию!" - уверяли в один голос 8 президентов европейских государств, оценивая итоги двухдневной встречи в Риге. Вопрос немецкого журналиста, как прошедший неформальный саммит может повлиять на развитие отношений между Евросоюзом и Москвой, изменил общий тон дискуссии, заставив первых лиц отвлечься от рассуждений на глобальные темы о судьбе Европы и климатических катаклизмах.

Как пишет латвийское издание "Telegraf", встреча 8 лидеров европейских государств - Латвии, Португалии, Германии, Италии, Финляндии, Польши, Австрии и Венгрии - проходила в неформальной и дружественной обстановке. За 2 дня гости и их супруги вместе отужинали, посетили концерт хоровой музыки, погуляли по Риге и встретились с политически активной молодежью, чтобы обсудить с ней перспективы развития Европы.

Итоги саммита подводили сразу после завершения встречи с молодежью. И президенты, явно находясь под впечатлением горячих дебатов с подрастающим поколением, официальную пресс-конференцию начали с эмоциональным подъемом. Они поведали журналистам, как им понравилось в Риге, поблагодарили Вайру Вике-Фрейбергу за оказанное гостеприимство и условились провести следующую неформальную встречу в Австрии. Правда, пройдет она уже без В.Вике-Фрейберги, которая к тому моменту сложит свои полномочия.

Что обсуждали президенты 8 государств в Риге, доподлинно неизвестно, отмечает газета. На открытых для прессы дискуссиях основными темами были перспективы расширения Евросоюза, продвижение Европейской Конституции и проблемы глобального потепления. Но журналистов, естественно, интересовала изнанка мероприятия и те вопросы, которые обсуждались или могли обсуждаться за закрытыми дверями. "У нас не было вопросов о России, - заявила В.Вике-Фрейберга. - Мы упоминали Россию только как одного из стратегических партнеров Европы, так же как, например, Индию, Китай или Африку". Президент Германии Хорст Келер подтвердил слова латвийской коллеги: "Мы понимаем, что Россия - наш сосед. И нам нужно строить с ней хорошие добрососедские отношения".

"Telegraf" поинтересовался у президентов, поднимался ли в ходе неформальных дебатов вопрос о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и как сами президенты оценивают возможность участия их стран в данном проекте. Ответ прозвучал очень сдержанно. "Мы говорили о проблемах энергетики, о возможности создания общей энергетической системы, но конкретной дискуссии о строительстве Северо-Европейского газопровода не было", - сказала Президент Финляндии Тарья Халонен. Лидер Польши Лех Качиньский, который, как известно, является одним из самых ярых противников СЕГ, был категоричнее. Он сразу пресек все дополнительные вопросы: "Подтверждаю, что этот вопрос мы не затрагивали. Ни во время общих дебатов, ни во время личных переговоров с Президентом Германии Хорстом Келером. Что касается позиции Польши по этому вопросу, то она не изменилась".

Стоит сказать, что Варшава действительно никогда не скрывала своего негативного отношения к российско-германскому замыслу проложить по дну Балтийского моря газовую магистраль, одно из ответвлений которой может пойти и в сторону латвийского газохранилища в Добеле. Сухопутный транзит традиционно является серьезным источником поступлений в польский бюджет. И государство, естественно, не хочет лишиться ни доходов, ни контроля над трубой в Европу. К тому же силен политико-исторический фактор и, как следствие, нежелание Варшавы спокойно взирать на укрепление российско-европейских отношений. Л.Качиньский неоднократно призывал ЕС преодолеть жесткую зависимость от энергопоставок из России.

В статье говорится, что сейчас главная задача Польши - найти единомышленников среди союзников. И неформальные дебаты в Риге или в любом другом месте подходят для этого как нельзя лучше. Кстати, на встрече в Риге Л.Качиньский допустил, что в обозримом будущем Украина, к которой Польша давно питает особые дружеские чувства, могла бы войти в состав ЕС.

Впрочем, определенные подвижки в деле торможения СЕГ имеются и при нынешнем составе ЕС. Эстония, чье руководство в Ригу на этой неделе не приезжало, но о российско-немецкой инициативе всегда высказывалось в крайне резкой форме, решила добавить в конфликт территориальный подтекст (раньше основной причиной публичного недовольства была экологическая безопасность). На днях правящая партия Эстонии предложила расширить границу территориальных вод республики на 3 мили. Парламентарии не отрицают, что это приведет к изменению маршрута СЕГ и осложнению реализации всего международного проекта, но игра стоит свеч. Ведь в случае введения газопровода в действие Эстония, как и Польша, окажется отрезанной от транзита российского газа, подытожило издание.