Кремль сталкивает лбами Украину и Польшу: каким должен быть ответ
Фото: ЕРА
Обстрел из гранатомета здания генерального консульства Польши в Луцке 29 марта увенчал целую серию акций, которые продолжаются не первый месяц и призваны подорвать польско-украинские отношения. Вандализм в отношении польских кладбищ на западе Украины и украинских захоронений на востоке Польши, протесты против трудовой миграции украинцев в Варшаве, проплаченная акция "защитников поляков" во Львовской области и попытка российских пранкеров организовать разговор с президентом Польши Анджеем Дудой от имени президента Порошенко выглядят как части целенаправленной кампании по разжиганию ненависти между поляками и украинцами. Разрушенный мемориал в Гуте Пеняцкой был восстановлен с помощью украинской общины, а украинские власти оперативно предложили расследовать инцидент с обстрелом в Луцке с привлечением польских следователей, президент Порошенко поручил усилить охрану диппредставительств и мест памяти. Однако осадок и последствия от подобных инцидентов остаются - в частности решение закрыть консульства Польши до обеспечения их полной безопасности уже навредило тысячам украинцев, работающих на польской территории.

В комментариях LIGA.net эксперты по обе стороны границы рассказали, кто стоит за кампанией против украинско-польской дружбы, какие последствия ждут Украину и Польшу в результате обстрела в Луцке и как можно предотвратить подобные инциденты в будущем.

Михал Кацевич, журналист еженедельника Newsweek Polska

Речь идет о четкой операции против украинско-польских отношений. За этой операцией стоят российские спецслужбы. И если они все умно спланировали, следы пойдут в сторону украинских националистов. Среди украинских националистов есть разные люди и разные группы, есть люди, у которых есть доступ к оружию, которого сейчас в Украине полно, есть люди в тяжелой ситуации после АТО. Не исключено, что к кому-то из них удалось найти подход. Цель этой операции очевидна: испортить украинско-польские отношения, испортить имидж Украине в Польше, показать, что в западной Украине очень влиятельны антипольские украинские националисты, что Украина в состоянии хаоса и неспособна контролировать свои территории. И эта операция только начинается - это не первый и не последний инцидент. Например, я недавно был в Крыму и от крымчан слышал истории о том, что поляки будут приезжать на западную Украину и требовать возвращения имущества, которым владели в довоенный период. И я в шоке, потому что в первый раз такое слышал - российские СМИ распространяют такие fake news, чтобы показать наличие конфликта Польши и Украины.

Инцидент в Луцке опасен, потому что представлял прямую угрозу жизни сотрудников консульского отдела. Кроме того, в Польше сейчас все СМИ повторяют, что это произошло на Волыни, а из-за истории и последнего фильма для многих поляков, которые не разбираются в истории наших отношений, это имеет негативную ассоциацию, воспринимается как удар по полякам. Люди, которые спланировали этот инцидент, учитывали эту пропагандистскую сторону.

Чтобы не допускать таких инцидентов в Украине должны больше охранять и консульства, и посольства, и не только Польши. Люди, которые разбираются во внутренней ситуации в Украине хорошо знают, что война и внутренняя ситуация в Украине очень сложна. Ясно, что украинские службы реформируются и не могут наблюдать за всеми группировками, которые могли совершить это. 

Евгений Магда, доцент НТУУ КПИ, исполнительный директор Центра общественных отношений (Киев)

Обстрел генконсульства в Луцке - это не случайность, а событие из одной цепи, и подобные события предотвратить полностью трудно. Кремль пытается столкнуть лбами Польшу и Украину. Буквально накануне рассмотрения вопроса в Европарламенте о предоставлении Украине безвизового режима, происходит выстрел по генконсульству, закрываются все консульства Польши и перестают выдаваться визы. Преступление в Луцке дает повод польским крайне правым говорить о том, что Украина не способна защитить дипломатические представительства, не выполняет Женевскую конвенцию, и оправдывать решение польского Сейма о признании геноцида польского населения на Волыни в 1943 году. И есть моменты, на которые мы мало обращаем внимание: например, в Москве издали книгу "Германия, Россия и польский вопрос" Романа Дмовского, одиозного польского политика (противник Юзефа Пилсудского, сторонник ассимиляции украинцев, - ред.). Кроме того, Россия, располагая большим массивом документов об истории Польши и Украины, выбирает чувствительные места и по ним целенаправленно бьет. Это тоже элемент гибридной войны.

Чтобы воспрепятствовать таким инцидентам, нужны активизация сотрудничества спецслужб, сотрудничество правоохранительных органов в пограничных зонах, где есть польские и украинские мемориалы, диалог историков. В целом, несмотря на все потрясения, согласно соцопросам, отношение к украинцам в Польше не изменилось в худшую сторону. Поляки воспринимают украинцев адекватно, хотя видят увеличение их количества в стране. Это не воспринимается как нашествие инородцев. Это, по крайней мере, исходя из риторики польских лидеров, возможность не допустить выходцев из Северной Африки. Я очень надеюсь, что ситуация не изменится в худшую сторону и я не вижу для Польши и Украины более надежных союзников, чем они сами.

Елена Бабакова, журналист издания Eastbook (Варшава)

Понятное дело, что заинтересована Россия, и выстрел был сделан ночью, чтобы ударить по эмоциям, а не чтобы были жертвы. Это было хорошо спланировано, это не действие одиночек, подозревать тут Россию логично. Случившееся в Луцке - удар репутационный - украинский безвизовый режим с ЕС на сносях и Украине создается имидж небезопасной страны, где пострадало западное диппредставительство. Поляки стараются сохранить холодную голову и Украина останется важным партнером, но за Украиной закрепляется образ государства, которое не контролирует свои территории не только на востоке, но и вблизи границ Евросоюза.

Украинская власть, наблюдая за ростом провокаций, давно должна взяться за голову и что-то предпринять. Про кризис в отношениях Украины и Польши говорить пока рано, но есть определенное напряжение, которое сохраняется в течение года. Важно, чтобы Украина провела объективное расследование в отношении провокаций против польских монументов памяти и дипломатических представительств. Бывший заместитель главы МИД Польши Павел Коваль предложил создать совместную следственную группу Украины и Польши. Климкин и Порошенко быстро отреагировали, произошел телефонный разговор между Порошенко и президентом Польши Дудой, но нужны результаты.

Что касается закрытия консульств, Польша выполнила Венскую конвенцию - если диппредставительству угрожает опасность, страна может закрыть его, пока опасность не снята. Если консульства закроют на один день, то на отношения Украины и Польши это не повлияет никак. Если это затянется на неделю и больше, это повлияет на тысячи украинцев. Поток людей через границу большой, в прошлом году были выданы 1,2 млн виз. Это проблема не только для заробитчан, но и для бизнесменов и тех, кто имеет семейные связи. 

Игорь Исаев, координатор портала украинцев в Польше Prostir

Стратегия России понятна уже как минимум несколько месяцев, как максимум - несколько лет. Украина постоянно повторяет то, что третья сторона делает какие-то провокации. Но в Луцке консульство Польши - единственное дипломатическое учреждение в регионе и есть очень большой вопрос к работе волынского СБУ. Эта ситуация в Луцке показывает, что в регионах СБУ похоже осталась на уровне, на котором оно было до войны. Ведь это не разрушение памятников полякам в лесу, где не каждый день люди появляются, и где защитить мемориалы сложно, речь о дипломатическом учреждении.

Польша оценила то, что Украина пригласила к расследованию польских представителей. Но чувствуется раздражение. Польская сторона с одной стороны оценивает старания Украины, но требует расследования и подтверждения тех фактов: если вы, Украина, говорите, что в наши отношения постоянно вмешивается третья сторона, пожалуйста, представьте доказательства этого. Нужно очень серьезно подойти к расследованию этого дела, потому что вопрос атаки на консульство будет и дальше возникать в украинско-польских отношениях. Нападение дало дополнительные козыри тем, кто не на стороне украинско-польского примирения.

Украинская сторона также слабо заявляет о своей позиции. Украинские памятники на востоке Польши уничтожают с 2014 года, а Украина на высоком уровне начала призывать расследовать эти инциденты в 2016 году, до этого были лишь заявления посольства. Если говорить о трудовых мигрантах в Польше - для Украины они просто не существуют. Польская сторона называет их беженцами уже год, но никто из украинских чиновников остро не отреагировал на это. Стратегия украинской стороны была в том, чтобы говорить о примирении и не обращать внимания на инциденты, которые происходят.

Наконец, можно иметь претензии к администрации Ярослава Качиньского (депутат Сейма, который является де-факто руководителем Польши, - ред.), но давно можно было просчитать ее действия. Для администрации Качиньского Украина - важный партнер, которого она готова бить линейкой по рукам за Бандеру и ОУН-УПА, понимая при этом, что Украина заслоняет Польшу от агрессии РФ, став для нее препятствием в Донбассе. Украинской стороне нужно это использовать.  

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.