Намек не понял. Почему Янукович не боится санкций Запада
В декабре 2011-го руководство ЕС на саммите в Киеве указало Януковичу на проблемы Украины, но устранять их власть не спешит (фото - president.gov.ua)
Слово "санкции" не перестает звучать в комментариях по отношению к Украине на международной арене. О санкциях начали говорить четыре месяца назад, после заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы. О них продолжают говорить и сегодня - многие европейских политики объявили о бойкоте матчей Евро-2012 в Украине и отказались ехать к Виктору Януковичу в Ялту на саммит лидеров стран Центральной и Восточной Европы. Почему украинскую власть пугают, а она не боится? Действительно ли Украину может ждать международная изоляция как наказание за несоответствующее западным стандартам демократии поведение Януковича и его команды?

Начнем с того, что ПАСЕ, январская резолюция которой обострила тему санкций и возможной изоляции Украины, вовсе не уполномочена принимать решения по введению каких-то особых ограничений против руководства того или иного государства. Ассамблея, согласно уставу Совета Европы, - лишь консультативный орган, наделенный правом на уровне парламентов давать оценку происходящем событиям где-либо в Европе, а также рекомендовать странам (особенно с развивающейся демократией) те или иные действия для скорейшей интеграции в европейскую семью. Другими словами, ПАСЕ не наделена карательными функциями по определению.

К слову, даже к такой, как говорят некоторые европейцы, "цитадели зла", как Беларусь Александра Лукашенко, имеющий в арсенале цивилизованной и демократической Европы набор санкций не применяется в полной мере. Парламент Беларуси с 1997 года лишен статуса участника ПАСЕ по причине того, что проведенные в стране выборы были признаны далекими от демократии, а преследование оппозиции - незаконным. С января 2011 года официальный Брюссель запретил въезд на территорию стран Евросоюза для 188 белорусских чиновников, включая президента Лукашенко. С того же времени Комитет министров Совета Европы (опять-таки, не ПАСЕ, не имеющая на то полномочий) принимает решение о замораживании счетов многих белорусских чиновников, но при этом сохраняет контакты с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым и вице-премьером Виктором Семашко - их санкции не коснулись. Таким образом, ЕС сохранил официальные дипломатические контакты с Минском и дал понять, что цивилизованный мир и впредь открыт для диалога с Лукашенко, которого давно называют "последним европейским диктатором".

И хоть определение "диктатура" опосредованно прозвучало и в адрес украинского президента от Ангелы Меркель, для того, чтобы запустить белорусский сценарий в отношении Украины, лозунгов на митингах и даже резолюции ПАСЕ недостаточно. Для этого необходимо решение Европейского суда по правам человека, который должен определить, кто и каким образом нарушает права человека и гражданина в современной Украине. 

Нынешний режим будет игнорировать критику со стороны Европы до тех пор, пока она общается с Киевом на деликатном языке резолюций и деклараций
Заявления отдельных европейских политиков, лидеров политических сил и даже чиновников высшего ранга звучат грозно и неприятно для ушей украинской власти, но разбиваются о выстроенный самими же европейцами бюрократический аппарат принятия решений. Так, Европа сколько угодно может высказывать свое недовольство состоянием украинской демократии, но без вердикта Комитета министров СЕ не способна заморозить счета Януковича, его родственников или членов его властной команды. Министры иностранных дел стран-членов Совета Европы вольны декларировать свои опасения относительно политической подоплеки уголовных дел в отношении украинской оппозиции, но никто не имеет права официально назвать Юлию Тимошенко политзаключенной, пока соответствующие решение не принял суд в Страсбурге. А на все необходимые процедуры нужно время.

Спустя четыре месяца после резкой резолюции ПАСЕ украинская демократия на поправку не пошла. А информация о применении физической силы к Тимошенко в Качановской колонии заставила западных политиков вновь активней и громче заговорить о необходимости вести диалог с Украиной исключительно на языке санкций. Но снова возникает вопрос - каких санкций? Ничего, кроме призывов бойкотировать Евро-2012 правительственными делегациями Европы, а также демонстративного отказа посещать Ялтинский саммит стран Центральной и Восточной Европы, не последовало. При этом Янукович, выдержав после взрыва возмущения западных коллег паузу, отметил, что будет рад видеть каждого гостя на Евро-2012, но и силой никого затаскивать в Украину не собирается. Президент дал понять: не хотите - не приезжайте, а Евро в Украине состоится при любой политической погоде. По крайней мере, руководство УЕФА уже заявило о невозможности провести чемпионат где-либо, кроме Украины и Польши.

Янукович не испуган, а, скорее, растерян. Ни он, ни многие другие высшие чиновники из его команды, по мнению некоторых политологов, искренне не могут понять, почему мировое сообщество так волнуют внутренние дела Украины, в частности - дело Тимошенко. Стиль восточного управления, в котором они росли и воспитывались, не предполагает консультаций или оглядки на общественное мнение, в том числе и зарубежное.

К тому же бойкот - это не санкция, а позиция. Пока же реальной санкцией можно назвать дальнейшую отсрочку подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС (не говоря уже о ратификации). Это заметно притормозит и без того невысокую скорость евроинтеграции Киева. Вопрос в том, насколько этого боится украинская власть, у которой евроинтеграционные заявления и обещания выходят заметно лучше реальных шагов. И, возможно, правы те, кто говорит, что нынешний режим будет игнорировать критику со стороны Европы до тех пор, пока она общается с Киевом на деликатном языке резолюций и деклараций.

Впрочем, перейти от деликатных замечаний к активным действиям Европа и США все-таки могут. Дополнительным серьезным поводом могут стать обвинительные приговоры по очередным уголовным делам против лидеров украинской оппозиции и сомнительные результаты выборов в Раду, если Запад признает их таковыми. Это Януковичу буквально вчера официально дали понять на саммите НАТО в Чикаго. Кстати, уже на этой неделе (возможно, даже сегодня) Европарламент примет резолюцию по Украине, текст которой, по мнению политиков и аналитиков, ожидается достаточно жестким. И пусть это снова будет только лишь резолюция, но выйдет она из стен структуры Евросоюза, а не Совета Европы. Банковские счета, бизнес, жилая и нежилая недвижимость, яхты украинских чиновников на территории стран ЕС - вкупе это огромные активы и серьезная болевая точка действующего режима.