27 марта на портале LIGA.net состоялась интернет-конференция телеведущего и волонтера Сергея Притулы, в ходе которой он рассказал о своей волонтерской деятельности, участии в различных проектах, в том числе отборочном конкурсе к Евровидению-2017, отказе во въезде в Украину российской исполнительнице, а также ответил на многочисленные вопросы пользователей и редакции LIGA.net. В текстовой версии разговора вопросы читателей приводят языком оригинала.

- Как человек, который помогает нашим военным, можете ли оценить их уровень обеспечения всем необходимым? (вопрос от читателя по имени Руслан)

- Смотря, что иметь ввиду под "всем необходимым". За последние 1,5-2 года государство все-таки сделало большой шаг вперед по обеспечению бойцов базовыми элементами - форма, медицина, кевларовые шлемы, бронежилеты и так далее. "Одевать" бойца мне приходилось в последний раз в конце 2015-го-начале 2016-го, и то это было исключение - отряд морской охраны - пограничники из Мариуполя. Вышло так, что не было установленной новой зимней формы, а одеваться уже во что-то надо было. А так в принципе по форме уже все хорошо.

Если мы говорим об обеспечении транспортом, качественной оптикой, системами управления боем - то это до сих пор хромает.

- Вы в основном работаете с добровольцами, ВСУ или Нацгвардией? Кому больше помогаете

- В основном поддерживаю связь и помогаю регулярным частям ВСУ , реже - подразделениям ССО, еще меньше - отрядам МВД.

- Чи задумувалися ви над тим, щоб створити власний благодійний фонд? Збирати гроші було б, напевне, легше? (Іванна)

- Возможно легче, а может быть, и нет. Потому что на содержание благотворительного фонда надо тратить, согласно законодательству там по моему даже регулируется определенный процент, сколько ты должен тратить до какого-то предела. Потом, если это благотворительный фонд, тебе нужно содержать бухгалтерию, юриста, ты должен арендовать какой-то офис, канцелярия и так далее. Я бы хотел, чтобы деньги, которые люди сбрасывают на счета, шли целиком на армию, и на них не содержался какой-то бюрократический аппарат.

Тем более, что объемы разные. Если, например, фонд Повернись живим на начало февраля-2017 показали цифру в 100 миллионов освоенных за время войны гривень и им не обойтись без аппарата, то у меня объемы скромнее - за время войны были освоены около 23 миллиона гривень.
Какой-то "волонтерской команды" Притулы нет. Есть люди, с которыми я контактирую по разным вопросам. Кто-то помогает с оптикой, кто-то с логистикой, кто-то подсказывает кому сейчас та или иная помощь нужнее.

- С чего и когда вы начали свою волонтерскую деятельность?

- Когда в конце 2013-го детей на Майдане побили, на следующий день у нас с командой было два концерта в городе Червоноград. Мы не знали выступать в такой ситуации или не выступать. Мы понимали, какая сейчас атмосфера и нам не хотелось в такие времена для страны оставаться в стороне. Я предложил ребятам оплатить автобусы с митингующими из Червонограда в Киев, и прямо со сцены заявил о нашем решении. И с тех пор мы решили, с любых концертов, и с любых выступлений выделять деньги на такие нужды. А когда уже начались серьезные столкновения, я вытянул все деньги из загашника и практически оставил себя без денег. Оставлял только на зарплату ребятам и текущие расходы. С началом войны в Донбассе стали помогать уже армии непосредственно.

Если за 2014-2015 года я собирал по 7,5 миллиона за год, то за прошлый год удалось собрать 4,3 миллиона гривень, причем 1,3 миллиона были мои

- Сколько времени забирает волонтерская деятельность, учитывая, что у вас плотная занятость на съемках и концертах?

- Я не могу позволить себе, чтобы волонтерство перекрывало основную работу - у меня есть контракт и обязательства перед Новым каналом, есть шоу "Варьяты" - 10 человек, перед которыми у меня также есть обязательства, потому на волонтерство я трачу то время, которое остается. Чаще всего жертвовать приходится общением с семьей. Хотя контакт с другими волонтерами и воинскими частями так или иначе происходит каждый день. Что касается поездок непосредственно в АТО, то смотрю по мере необходимости - если есть с чем ехать, то я еду. Иногда бывает, что ребята оттуда сами приезжают и забирают технику. Например, если мы покупаем снайперский комплекс, то не я везу его в зону АТО, а военные приезжают и забирают, оформляют документы и ставят на баланс в своей части.

- Добрий день, Сергію! Яка категорія населення робить найбільше внесків? (Олександр Ивашко)

- Мне трудно сделать какой-то срез, статистики у меня нет. Суммы на счет приходят самые разные - чаще всего по 100 гривень. То, что помогать стали меньше - это факт. Потому что если за 2014-2015 года я собирал по 7,5 миллиона за год, то за прошлый год удалось собрать 4,3 миллиона гривень, причем 1,3 миллиона были мои - Варьятовские. С другой же стороны, в этом году, во время боев в Авдеевке, когда там стало очень горячо, люди снова активизировались и за неделю мне сбросили больше денег, чем за весь прошлый год. Причем как на счет присылали, так и бизнесмены приглашали на личную встречу и просто в руки передавали $10 тысяч, за которые сразу можно купить снайперский комплекс или какой-то крутой тепловизор. Иногда в кафе сидишь - подходит человек и просто дает 500 гривень со словами "Я знаю, что ты собираешь на армию - возьми". Перед и после концертов люди подходят - передают деньги. Кто-то даст 100 гривень, а кто-то и 5 тысяч.

- Кто-то из известных украинских миллионеров или даже олигархов передавал вам деньги на армию?

- Да, но я не могу их назвать, так как в 99,9% случаев эти люди хотят остаться неизвестными. Чиновники высокого уровня в том числе. Просто назначают встречу и передают сумму, за которую сразу можно купить два джипа для ВСУ.

- В зоне АТО часто бываете? Можете поделиться наблюдением, как изменились настроения местных жителей?

- Периодически бываю, в последний раз был в начале марта - завозил тепловизор ребятам из ССО. На обратном пути заехал в Краматорск. Как изменились настроения, сказать не могу - к сожалению, не очень часто общаюсь с людьми там. Конечно, иногда узнают и подходят, что-то спрашивают, например "Как ты относишься к блокаде?". Но я стараюсь говорить на темы, которые объединяют людей, так как сегодня очень много конфликтных вопросов, взаимной неприязни и высокий градус нетерпимости к инакомыслию. Люди очень агрессивны в последние несколько лет, но их можно понять. Жаль только, что украинцы легко и с удовольствием делятся на противоборствующие лагеря - даже внутри тех, кто вчера рядом стоял на Майдане. Не помнят уроков истории, и меня это очень огорчает.

- Как оцениваете волонтерское движение Украины в целом? (Роман)

- В целом я оцениваю украинское волонтерское движение, как незаурядное явление, которое когда-то наши дети будут изучать в учебниках по истории. Важно, что с началом войны люди повернулись лицом друг к другу, и благотворительность в целом стала развиваться лучше. Не только помощь АТО, а благотворительность в целом. Это прекрасно, и я верю, что это у нас уже никогда не зачахнет.

- Прокоментуйте ситуацію з забороною російській виконавиці на в'їзд в Україну для участі в Євробаченні. Чи виправдане таке рішення? Яка каша особиста думка стосовно цього? (Олена)

- Наша реакция адекватна, согласно буквы закона. Если она выступала в Крыму, то у нас есть закон, которые позволяет отказать этому артисту во въезде на территорию Украины. Никаких претензий быть не может.
Что касается российской провокации с участницей в инвалидном кресле - это настолько подлый и низкий ход, что даже немного по-человечески жаль эту Самойлову. Она же должна понимать, что в данной ситуации ее и ее болезнь ее же страна цинично использовала в политических целях. А если бы Самойлову к нам пустили, я более, чем уверен, что прибежали бы люди в балаклавах, облили бы ее зеленкой, и Украину выставили бы еще в более черном цвете.

Выступающих в РФ артистов из Украины нельзя мерить по одной мерке, так как, например, у меня есть минимум претензий к тем, кто, выступая там, реально помогает финансово украинской армии. Конечно, они это делают негласно и анонимно


- Как вы относитесь к тому, что наши артисты выступают в РФ. Какие отношения сейчас Андреем Молочным? (Олег Шпак)

- С Андреем мы последний раз общались по телефону где-то в октябре-ноябре прошлого года, а лично не виделись с них, наверное, года четыре. Я не видел его выступлений уже после войны и не могу комментировать. В целом же я не оправдываю украинских артистов, за то, что они выступают в РФ, но также не разделяю огульную критику. Разве у нас только артисты там работают? Но их виднее других, они подсвечены, потому критикуют только артистов.

- Артисты на виду и служат примером для многих, особенно молодых людей.

- Вы знаете, меня очень раздражает, когда говорят, что "телевизор должен воспитывать". Если человек считает, что его или его ребенка должен учить и воспитывать телевизор, а не родители, книги или школа, то неудивительно, что у нас проблемы с уровнем образования. Я тоже за то, чтобы телевидение было разнообразным, и хочу, чтобы у нас было больше образовательных программ, но не надо перекладывать все проблемы на качество телевидения, а артистов назначать примерами для подражания. Еще хочу сказать, что даже всех выступающих в РФ артистов из Украины нельзя мерить по одной мерке, так как, например, у меня есть минимум претензий к тем, кто, выступая там, реально помогает финансово украинской армии. Конечно, они это делают негласно и анонимно. Потому что не хотят лишиться этого рынка и не хотят нарваться на уголовные дела в РФ, какое, например, было открыто по Аде Роговцевой. Лично мне тот рынок триста лет не нужен.

- Доброго дня, Сергію! На сьогоднішній день Ви являєтеся беззаперечно дуже відомою особою з чітко побудованою професійною кар'єрою та репутацією. Думаю, Вам стовідсотково пропонували примкути до якоїсь із політичних сил або партій. (Олег Мороз)

- Когда-то давно, в 2008-м я даже баллотировался в Киевсовет от УНП (Украинская Народная партия - ред.). Ярослав Джорджик мне предложил. Это была такая ересь, но интересный опыт все равно. Я раздавал какие-то пламенные интервью, организовывал встречи, а потом оказалось, что это никому не надо - шли недели, приближались выборы, а из штаба мне даже никто не звонил, я нафиг никому был никому нужен. Хотя пятый номер в списке. Вот, так что был и такой смешной опыт - а вообще предлагали и во время и после Майдана, конечно, я не исключаю ничего в будущем, потому что, как и любой украинец, считаю, что только я умею управлять страной так, что все тут слюнями изойдут.
Дело в том, что с тех пор, как я начал заниматься волонтерской деятельностью, я понял, что для меня важен ресурс и доноры, а доноры - это люди с самыми разными политическими взглядами. Если я привяжусь к какой-то одной партии, мне скажут - ну, значит, пусть тебе теперь помогают твои однопартийцы. Это будет во вред волонтерской работе. Тем более, что я однажды имел неосторожность выступить в ФБ с двумя словами критики партии Свобода, за которую когда-то голосовал, и работа которой в Верховной Раде меня разочаровала. Какую только грязь на меня тогда не вылили. Свободовцы и их поклонники писали "Ах ты, муд*ло! Мы тебе, как волонтеру, помогали, а теперь фиг!". С тех пор я равноудален от всех партий - с разными представителями разных сил общаюсь одинаково. Хотя, конечно, я могу четко сказать, что никогда ничего общего не будет у меня с теми, кто, например, отрицает Голодомор и с другими антиукраинскими политиками.

- Мій товариш-тележурналіст якось повернувся з зони АТО і тиждень не міг ні з ким розмовляти. Його дратувало те, як безтурботно живемо ми тут, в глибокому тилу, і як мало хто усвідомлює, що половина країни - в сльозах, похоронках, біді та горі, а друга половина - гастролі, шоу, безкінечні кураж-базари. Чи є у Вас такі ж відчуття, коли Ви повертаєтесь до Киева з чергової поїздки? Крім волонтерської роботи Ви ще й успішно гастролюєте і ведете своє шоу. Скажіть відверто свою думку, на скільки етично в цей складний період для країни проводити розважальні заходи будь-якого гатунку. Де та межа, за якою закінчується бізнес і прокидається голос совісті? (Антон)

- Вопрос действительно серьезный, и, в то же время, очень сложный. С одной стороны, я противник того, чтобы свернуть из-за войны все развлечения, надеть черные одежды и ходить только в церковь - общество нуждается в разрядке, иначе психологически очень тяжело жить. С другой же стороны, общество в целом должно осознавать, благодаря кому люди могут не менять привычного уклада жизни, должно быть уважение к солдатам и ветеранам АТО. К сожалению, у нас есть люди, которые до сих пор не придают значения важности того, что наша армия делает на Востоке и как они нас защищают. Вот за таких людей мне стыдно. Именно эти люди часто являются причиной проблем и конфликтов с вернувшимися из АТО солдатами, все это умножается на фактическое отсутствие у нас нормальной реабилитации.

Видео интернет-конференции Сергея Притулы на портале LIGA.net
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.