Один из руководителей общественной организации, ставшей в России опальной, Виктор Гиржов в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, как долго наши соотечественники в РФ ощущают на себе давление властей, почему ликвидация не вызвала резонанса в обществе и СМИ, а также посетовал на то, что украинское руководство могло бы уделять больше внимания тем, кто отстаивает интересы Украины за рубежом. В планах активных российских украинцев - создание нового объединения с аналогичными функциями и задачами, с регистрацией которого, по мнению Гиржова, проблем не возникнет.

- Можно ли назвать решение Верховного суда РФ о ликвидации Объединения украинцев России (ОУР) политическим?

- Организационные нарушения в работе объединения, которые были представлены в качестве аргумента для его ликвидации, слишком мелкие для того, чтобы закрывать общественную организацию самой большой диаспоры украинцев в мире. Нарушения лежат чисто в административной плоскости: например, существование какого-то структурного элемента объединения лишь на бумаге. Обвинения в том, что мы нарушили условия приостановки деятельности также недостаточно, поэтому, да, я считаю решение Верховного суда политическим. Да и как может быть по-другому, если министр иностранных дел РФ Сергей Лавров открыто обвинял украинские организации России в подрывной политической деятельности.

Тем более что история не нова - два года назад так же закрывали Федеральную национально-культурную автономию украинцев России.

- Каждое политическое решение имеет политические причины. Как давно вы начали ощущать давление со стороны российских властей?

- Начиная с президентства Виктора Ющенко. То есть я хочу сказать, что дискомфортное существование Объединения украинцев России - это не вопрос исключительно отношения руководства РФ к нынешней украинской власти, которая пришла в 2010 году. Проблемы были и раньше, просто до ликвидации не доходило, но мы были готовы к этому уже несколько лет. Отправной точкой ориентировочно можно назвать время, когда мы поддержали все инициативы президента Виктора Ющенко, направленные на популяризацию темы памяти жертв Голодомора. Не секрет, что для России это серьезный раздражитель. Россия может согласиться лишь с каким-то "шароварным" объединением украинцев на своей территории, но терпеть активных общественных деятелей, отстаивающих интересы Украины, они не намерены, что и доказывают на практике.

Проблемы были и раньше, просто до ликвидации не доходило. Отправной точкой можно назвать время, когда мы поддержали инициативы Ющенко по популяризации темы памяти жертв Голодомора
- Вы собираетесь опротестовать решение Верховного суда. Каковы перспективы?

- Апелляцию подавать будем, но я лично считаю, что перспектив абсолютно нет никаких. Теоретически, любое решение можно отменить, но в данной ситуации, как говорят, это не про нас. У нас есть план Б - еще в прошлом году мы на съезде приняли решение в случае закрытия организации создать новую. Это должно быть аналогичное объединение украинцев в России. Но бороться, конечно, нужно до конца. Надежда умирает последней.

- Уверены, что вам позволят зарегистрировать аналогичную организацию?

- Почему нет? Это будет другая организация с другим названием. Никаких проблем не должно возникнуть. Мы уже занимаемся регистрацией новой организации.

- Как она будет называться?

- Есть целый ряд предложенный по названию. Среди них: Конгресс украинцев в России, Ассамблея украинских организаций, Ассоциация украинских организаций и так далее. Вообще, это ведь не суть важно, как будет называться объединение диаспоры, главное, чтобы его деятельность была эффективной. Чтобы объединение украинцев, как бы оно ни называлось, отстаивало и защищало интересы украинцев, проживающих в России, в том числе, и в органах государственной власти. Такой организации просто не может не быть, поэтому ликвидация ОУР через Верховный суд - это не уничтожение объединения как такового.

- Ваш информационный интернет-сайт продолжит существование или исчезнет вместе с организацией? Он зарегистрирован как СМИ?

- Нет, мы не зарегистрированы как СМИ, сайт - часть ОУР. И, по крайней мере, до рассмотрения нашей апелляции портал существовать будет.

- Чем-то, кроме официальных заявлений-протестов, украинские власти вам помогают?

- Пока, кроме мягкого возмущения, в частности, через МИД, власть Украины, к сожалению, не помогает в сложившейся ситуации. И хочу сказать, что единственный способ не дать умереть ОУР - как раз во вмешательстве высшего руководства Украины. И это ведь престиж государства. Хоть официально судебная ветвь власти и независима, но мы понимаем, что, будь на то воля первых лиц государства, и Юлию Тимошенко можно вытащить из тюрьмы, не то что отменить решение Верховного суда России по ОУР.

- А в России вы чувствуете поддержку? Возможно, от коллег по общественным организациям или со стороны СМИ.

- В общем да, сейчас мне звонят журналисты, интересуются, где-то что-то освещают. Но резонанса, конечно, нет. Потому что в целом общественный сектор в России переживает не лучшие времена. Ситуация с ликвидацией общественного движения, объединения граждан не оригинальна для России, не единична, а потому решение суда о нашей ликвидации - это не новость №1 здесь.