Валерий Чалый: Проблемы Украины с Россией станут еще серьезней
Россия дала открыто понять: если Украина в ноябре подпишет соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, северный сосед сделает все, чтобы испортить праздник евроинтеграции. В интервью ЛІГАБізнесІнформ бывший заместитель министра иностранных дел Украины, а теперь заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый сказал, что Москва вынудит Киев пройти тяжелый путь разрыва, пережитый странами Балтии, а созревание страны до кандидата на членство в ЕС может занять 10 лет. И весь этот период будет сопровождаться конфликтами с Кремлем.
Российский вопрос хорошо известен эксперту - в 1995 году Чалый работал старшим консультантом группы помощников и референтов президента Леонида Кучмы, а с 1997 по 1999 гг. - в структурах Совета национальной безопасности и обороны Украины. Специалист по международной политике уверен, что Украина, будучи членом ЕС, была бы лучшим партнером России. Но пока партнерство невозможно - Москва готова терпеть убытки ради сохранения Киева на своей орбите.
- На выходных российская сторона в лице советника президента РФ Глазьева открыто признала, что блокада украинских товаров - спецоперация, цель которой показать: что будет, если Киев подпишет соглашение с ЕС. Что происходит в украинско-российских отношениях?- Россия была, есть и будет чрезвычайно важным партнером для Украины. Но сейчас очевидно, что с помощью экономических механизмов Москва давит на Киев, пытаясь сорвать подписание соглашения об ассоциации Украина-Евросоюз. Действиям России не мешает ни Будапештский меморандум, ни Большой договор, которые исключают любое экономическое давление на Украину. Россия показывает, что эти договора не работают. В результате имидж России обвалился. Это очевидно для всех партнеров Москвы. Но можно ли назвать происходящее между Украиной и Россией торговой войной? Я считаю, что нет. Торговые войны происходят, когда речь идет о конкуренции в торговле. Сейчас речь идет об экономической войне.
Потери несут обе стороны. Во-первых, российские партнеры не в состоянии закрыть нишу украинских товаров в краткосрочной перспективе. Во-вторых, ответственность за груз, который пересек границу, часто по контракту лежит на российских партнерах. В конце концов, страдает российский потребитель, которого лишают доступа к качественным украинским товарам, ничего не предлагая взамен. Но поскольку акция против Украины политическая, Москва сознательно идет на потери.
- Закрыться от соседей никто не сможет. Но есть несколько способов повысить эффективность. Во-первых, нужно уменьшать риски по товарным группам с Россией. Сегодня эти риски значительно ниже, чем еще 10 лет назад. Во-вторых, нужно действовать на опережение и продолжать диверсифицировать поставки энергоносителей. Срочно нужно решать вопросы по шельфу Черного моря, по Олесскому месторождению сланцевого газа и другим источникам. За 5-10 лет мы должны добывать достаточно, чтобы полностью избавиться от поставок из России.
Нельзя забывать о пострадавшем бизнесе. Россия ударила не только по нему, но и по простым гражданам, работающим на предприятиях. Государство в таких условиях должно помочь работникам предприятий и поддержать стратегические бизнес-направления.
Кроме того, нужно проводить иную кадровую политику. Не должно быть такого, чтобы в Украине чиновники высокого уровня защищали интересы не Украины, а сопредельного государства. Не может быть так, чтобы партии в Украине лоббировали интересы стран-соседей - будь это Россия, Польша или любая другая страна. На всех уровнях мы должны реализовывать свои национальные интересы. Позицию партнеров учитывать нужно, но это не должно выходить за рамки взаимовыгодного сотрудничества.
Касательно юридических инструментов защиты - нужно пользоваться теми возможностями, которые есть: начиная от арбитражного суда СНГ, заканчивая обращениями в ВТО. Кроме того, дополнительные инструменты защиты и поддержки появятся у Киева после подписания ассоциации с Брюсселем.
- Может ли Украина рассчитывать на помощь Евросоюза?- Пока что конфликта, который требовал бы вмешательства наших партнеров из Евросоюза, нет. Москва показала, как будет действовать в случае подписания ассоциации. Теперь Россия сделает шаг назад и будет ожидать, какие Украина сделает выводы. Мне кажется, выводы действительно будут сделаны - в пользу ассоциации и сокращения зависимости от России.
Меня беспокоит, что сегодня дипломаты практически не задействованы в работе по решению конфликтов с Россией. У власти нет стратегии действий. Потому вызывает много вопросов, кто вообще способен выполнять какие-либо планы по выходу из кризисных ситуаций. Мне непонятно, чем занимаются уполномоченные Украины в СНГ и российских структурах, если они не в состоянии положить на стол премьеру и президенту конкретный план действий.
- Как избежать таких конфликтов с Россией в будущем?
- Нужно учиться на опыте стран Балтии, которые сталкивались с похожими проблемами накануне присоединения к Евросоюзу. Сегодня у них кое-какие проблемы с РФ остаются, но имеют совсем другой характер - сближение с международными структурами дает больше возможностей защищать стратегические интересы.
Украинская власть должна наконец понять, что постоянные уступки Москве подталкивают соседа к усилению давления. Нужно четко понимать, что Россия не будет менять своей стратегии в таких условиях. Это возможно лишь в будущем, когда Украина закрепится среди европейских стран. Тогда разговор станет предметным, и получится найти нормальный алгоритм работы. Но сегодня нужно исходить из реалий, которые для Украины в условиях зависимости от РФ весьма нерадужные.
- Сегодня приходится констатировать, что договор надлежащим образом не работает. Но Украине не стоит быть инициатором выхода из международных договоров. Нельзя терять рынки. Наоборот, эти договора нужно эффективно использовать в своих интересах. В договоре по зоне свободной торговли с СНГ, например, есть положение-обязательство РФ открыть доступ на своей территории к транспортировке энергоносителей. Было записано, что через полгода после вступления в силу договора по этому вопросу будет подписано отдельное соглашение. Но пока ничего этого нет. Почему молчит правительство Украины, я не знаю. Когда подписывался договор по ЗСТ в рамках СНГ, это положение подавалось как одна из побед.
- Главный аргумент России против ассоциации это якобы то, что экономика Украины рухнет. Насколько оправданы эти прогнозы?
- Подписание ассоциации даст серьезный толчок к модернизации всех экономических институций государства. Можно спорить о временных рамках, но этот путь прошли все развитые страны. Я не исключаю, что после подписания ассоциации будут краткосрочные потери на российском рынке. Но парадокс в том, что подписания еще нет, а потери уже есть. Это значит, что независимо от того, будем мы в Таможенном союзе или нет, политические механизмы давления Москвы на Киев будут работать всегда. Это будет бить напрямую по каждому гражданину Украины, потому что Москва не будет отстаивать интересы украинских граждан, а будет выдавливать максимум для себя.
Когда мы говорим об ассоциации Украина-ЕС, нельзя говорить только об экономике. Документ затрагивает абсолютно все сферы жизнедеятельности и помогает вывести страну на уровень Европейского Союза, адаптировать европейские правила в украинских условиях. Если выполнить соглашение, страна революционным образом изменится. Но потребуется для этого не год и не пять лет. Я не исключаю, что после подписания соглашения украинская власть снизит степень мотивации в части выполнения соглашения, потому что все те правила, которые там записаны, меняют экономические, политические и все другие правила жизнедеятельности государства. Старой элите будет тяжело подняться на такой высокий уровень взаимоотношений.
Если власть будет думать о собственном выживании до президентских выборов, то путь ее - в Таможенный союз. Но если мы все-таки задумываемся о строительстве государства хотя бы на среднесрочную перспективу, если мы хотим развиваться, а не стагнировать, то ответ в пользу Евросоюза очевиден. Европейский общий дом позволяет его членам сообща искать ответы на проблемы, и по многим вопросам это получается. Пока что это самое жизнеспособное объединение в Европе.
- Мне кажется, что последние действия России подтолкнут Евросоюз к подписанию соглашения. Но не стоит забывать и о "домашнем задании". Перечень вопросов к Украине со стороны ЕС известен. Я вхожу в группу по независимому мониторингу выполнения условий. Ничего непреодолимого в них нет. Евросоюз не требует выполнить все, но просит хотя бы показать существенный прогресс. Могу сказать, что по некоторым пунктам продвижения нет вообще. Правда, ожидаются какие-то действия правительства и парламента в сентябре - начале октября.
- Если Москва не откажется от давления, и Киев, как это было со странами Балтии, Польшей, решит покинуть орбиту влияния РФ, сколько может продлиться период адаптации?
- Наши соседи прошли этот путь за 8-10 лет. Но они изначально были лучше интегрированы в европейское сообщество. Для Украины этот период будет дольше. Если после подписания ассоциации Киев станет активно выполнять соглашение и не будет тормозить проведение реформ, то весь путь займет лет 10. После этого мы выйдем на позиции, которые позволят нам стать кандидатами на членство в ЕС. Но, учитывая весь наш предыдущий опыт в таких вопросах, все это может затянуться.
Россия выиграет от европейской интеграции Украины. Доступ на украинский рынок будет на других условиях - понятных и прозрачных. Но постсоветские страны, которые еще не стали частью ЕС, не очень любят играть по правилам. В СМИ опубликовали план действий России в отношении Украины. Этот план я видел давно. Думаю, соответствующие украинские структуры тоже были в курсе готовящихся провокаций. Но в Украине никакого плана противодействия нет. Видимо, есть мнение, что нынешние события носят временный и случайный характер. Спешу заметить, что с подписанием ассоциации проблемы Украины с Россией не исчезнут и не закончатся. Все только начинается.
Когда мы пройдем весь путь в Евросоюз, мне хочется верить, что мы станем с Россией лучшими друзьями, сможем поделиться с Россией своим опытом реформ и будем помогать развитию соседа. Эффективность страны не измеряется кубическими метрами газа и тоннами нефти - она измеряется уровнем жизни. А пока, кто бы что ни говорил, этот уровень даже в самой слабой стране ЕС выше, чем в любой из стран Таможенного союза.
Проект соглашения об ассоциации Украина-ЕС: 10 ключевых положений