Вчера на выборах мэра Москвы исполняющий обязанности градоначальника Сергей Собянин одержал победу, набрав 51,37% голосов. Оппозиционный кандидат Алексей Навальный набрал 27,24% голосов. Известный российский политолог, ведущий сотрудник Фонда Карнеги Лилия Шевцова в интервью ЛІГАБізнесІнформ прокомментировала итоги местных выборов в России.

"Даже в таком обеспеченном и хрюкающем городе, как Москва, есть свое протестное меньшинство. Можно ожидать, что и в других городах - те же тенденции", - сказала эксперт. Шевцова уверена, что Навальный сделал весомый вклад в свое политическое будущее, однако обеспокоена тем, что стратегия главного оппозиционера направлена на смену фамилий в Кремле, а не на смену кремлевской политики.

- Для Навального 27% - это поражение или победа?

- Несомненно, это моральная победа. За месяц из человека с узнаваемостью 3-5% превратиться в политика с рейтингом 27% на московских выборах - это победа. Другое дело, что у этой победы Навального есть определенные последствия, к которым нужно подходить критично и нужно исследовать.

- Навальный результаты выборов не признал. Что дальше?

- Не признал не только Навальный. Среди рассерженных горожан Москвы есть огромное недоверие к результатам этих выборов. Недоверие скорее к формам подсчета. Люди считают, что выборы были нечестными, несправедливыми с самого начала, поскольку представители оппозиции не были допущены на государственное телевидение, а попытки играть в выборы без допуска на ТВ заранее обрекают оппозиционных кандидатов на неравноправные условия. Есть сомнения в том, что Сергей Собянин получил даже эти 51% с хвостиком. Есть недовольство. И сейчас мы задумываемся, как недовольство будет проявлено, ведь  сторонники Навального собираются протестовать на улице. Очень много зависит от того, как сам Навальный сможет консолидировать своих сторонников и предотвратить различные эксцессы с правоохранителями. Заявка на митинг сделана, митинг санкционирован, но остается еще масса возможностей для неприятных ситуаций.

- Как показывает практика, такие акции в России не очень результативны.

- Конечно, до вашего уровня (Украины, - ред.) 2004 года мы не дошли, и в ближайшее время точно не дойдем. Даже наша протестная волна 2011-2012 годов была довольно слабой. Она не привела ни к смене власти, ни к смене режима. Она закончилась реакцией и ужесточением режима, никаких сравнений с украинским протестом быть не может.

Дело сейчас в другом: способны ли москвичи вообще каким-то образом активизироваться? Ведь 70% москвичей остались приверженцами одной партии - партии дивана. Они остались дома, не пошли на выборы.

Навальный обратился, наконец, к националистическому лагерю, он играл по всему полю. Он говорит сразу со всем антипутинским электоратом. Рано или поздно это стоило бы сделать.
- В чем причина низкой явки в Москве - 33%?

- Исторически в России явка вообще самая низкая в Москве. Власти не удалось мобилизовать традиционный электорат: бюджетников, врачей, учителей, работников ЖКХ. Это собственно не выборы были, а референдум о поддержке власти через поддержку Собянина.

Но очевидно, что и Навальному не удалось мобилизовать всех. Хотя Навальный в этом преуспел больше, чем власть. Электорат, который пошел на выборы, был гораздо моложе - 20-30-летние. Следовательно, Навальному удалось мобилизовать свой электорат, вопрос только - полностью ли.

- Навальный сегодня, после 8 сентября - это кто в России?

- Мы, несомненно, имеем теперь нового политического лидера общенационального российского масштаба. Лидера яркого, мужественного. Человека, который вел выборы с "петлей на шее", над ним висел тюремный срок…

- И сейчас висит…

- Да, и сейчас висит. И мы еще не знаем, где окажется Навальный через месяц. Поэтому он человек исключительного мужества. Он теперь даже готов пойти в тюрьму, чтобы стать еще более влиятельным политическим лидером. А уже каким он будет лидером и что с ним будет через несколько лет - в России зарекаться нельзя.

- В чем новизна Навального как политика?

- Он предложил новые технологии, которые не всеми воспринимаются, особенно на либеральном фланге. Навальный обратился, наконец, к националистическому лагерю, это не все понимают. Но я считаю правильным то, что Навальный играл по всему полю. Он говорит сразу со всем антипутинским электоратом. Рано или поздно это стоило бы сделать.

Другое дело, что у меня есть определенное опасение того, что сознание Навального, если говорить о его стратегиях и модели лидерства, остается в рамках старой российской модели лидерства. Это самодержавная формула, ельцинско-путинская, по большому счету. Она сводится к "вы, там, в Кремле, слазьте, мы сядем". То есть Навальный пока, к сожалению, нацелен на смену людей в Кремле, а не на смену кремлевских правил.

Навальный пока, к сожалению, нацелен на смену людей в Кремле, а не на смену кремлевских правил. Это самодержавная формула, ельцинско-путинская
- Возможна ли победа российской оппозиции в обозримом будущем на общенациональных выборах? Например, на президентских.

- Мы пока участвуем в выборах и поддерживаем оппозицию. Мы пока еще не превратились в бездыханное болото. Конечно, без надежды на то, что оппозиция консолидируется, в этой стране вообще нечего делать. Следовательно, тот факт, что общество проснулось - хотя бы те 30%, голосовавших вчера за оппозицию в Москве, говорит о том, что даже в таком обеспеченном и хрюкающем городе, как Москва, есть свое протестное меньшинство. Меньшинство злое, рассерженное, которое готово выходить на улицу. А значит, можно ожидать, что и в других городах наблюдаются те же тенденции. Но вот рассчитывать на победу в следующих выборах… Нам бы дожить до конца следующего года, до начала следующей протестной волны. А потом уже посмотрим, готова ли наша оппозиция бороться за президентское кресло. Впереди еще долгий путь.

- Мэр Москвы в России исторически - второй по ресурсам человек в государстве. Собянин легитимизировал себя в данной роли? Как вы оцениваете теперь этого политика?

- Московский мэр - формально, по статусу, третий человек в иерархии государственной власти, но по факту, по обладанию ресурсами - второй человек, это правда. Эти выборы и 51% Собянина показали, что он не пользуется популярностью в Москве, даже среди традиционного электората, и он перечеркнул свои шансы стать в ближайшее время потенциальным преемником Путина. Очень трудно будет Собянину набрать политический вес после такого результата. Его результат - это поражение.

- Вы не скрываете симпатии к Навальному. А как относитесь к одной из точек зрения, согласно которой он всего лишь проект одной из кремлевских групп влияния?

- Вы знаете, когда в стране нет открытой политики, нет полной свободы мнений, когда нельзя верить источникам информации, то всегда возникают конспирологические теории и объяснения. У меня нет информации, которая бы доказывала, что Навальный - это произведение Кремля и часть какого-то кремлевского проекта. Даже по эмоциям, проявившимся в этой кампании: и кремлевским эмоциям, и эмоциям оппозиции, вижу, что там есть много естественности и реальности.

Возможно, допуск Навального к выборам в Москве - это технология Кремля. Эксперимент: мол, давайте допустим в Москве явного оппозиционера, поднимем явку, легитимизируем Собянина, а заодно и задушим Навального. Если это технология Кремля, то она дала сбой, судя по вчерашними результатами. Повторюсь, с сегодняшнего дня Навальный - новый политический лидер общенационального масштаба.

Досье на Алексея Навального

Досье на Лилию Шевцову