Сколько чиновников подозреваются в содействии боевикам Донбасса
За полтора года, которые прошли с начала событий в Донбассе и Крыму и в которых не последнюю роль сыграла местная власть, СБУ так и не дала адекватный ответ на действия чиновников-сепаратистов. До сих пор на свободе и даже живет в Киеве бывший депутат Луганского областного совета Арсен Клинчаев, который в 2014 году призывал жителей региона воевать против Украины. Элитное жилье в столице приобрели семьи бывшего нардепа от Партии регионов Владимира Струка, участвовавшего вместе с Царевым в заседании так называемого народного совета Луганской области, и экс-регионала Владимира Медяника.
Огромная чиновничья армия после освобождения территорий Донбасса от оккупантов продолжила работать в своих кабинетах и не подверглась серьезным проверкам, а некоторые из ее представителей даже принимают участие в выборах.
Есть вопросы
В мэры донецкого города Доброполье баллотируется Андрей Аксенов, который, по данным журналистов, открыто поддерживал боевиков так называемой ДНР и принимал участие в организации псевдореферендума 11 мая 2014 года. Аксенов до сих пор занимает должность главы поселка Новодонецкое, подчиненного горсовету Доброполья. В апреле 2014 года он пытался препятствовать патриотическому автопробегу сторонников Украины. А в своих интервью Аксенов утверждал, что обязан как глава поселка следовать желаниям сепаратистов, даже если они захотят присоединиться к Гондурасу. Голосовать в Новодонецкое приезжали жители окрестных поселков, в которых местные власти провести референдум не позволили.
Главой Старобельской РГА остается Анатолий Гаркавый, к которому у местных активистов немало вопросов. 7 мая прошлого года в его присутствии, после обещания провести референдум, над районной администрацией был поднят флаг так называемой ЛНР. "Штепа сидит только за призывы. А Гаркавый провел референдум - не сидит. Ответа нет", - подняли активисты этот вопрос на выездном заседании антикоррупционного комитета ВР в Северодонецке в сентябре.
Начальник управления СБУ в Луганской области Олег Козловский утверждает, что претензий к Гаркавому нет.
"Я не могу рассказывать обо всех тайнах проведенного следствия, но оно не нашло достаточных доказательств для привлечения к ответственности. Пока не было получено фактических данных о совершении преступления. Если бы они были получены - уже была бы соответствующая реакция. Было много материалов задокументировано ненадлежащим образом. А сейчас мы пытаемся все эти материалы реанимировать, найти новых свидетелей, допросить", - сказал он.
Комментируя видеозапись выступления Гаркавого рядом с боевиком Алексеем Мозговым по поводу проведения референдума, Олег Козловский сказал: "Следователи оценили это видео, я его и сам пересматривал. Это не является тайной, оно везде есть. Он (Гаркавый, - ред.) стоял там рядом, но действий, призывов с его стороны не было".
Псевдореферендум в Старобельске был проведен 11 мая 2014 года. Год спустя, на местных выборах-2015 Анатолий Гаркавый возглавил избирательный список БПП в Старобельский районный совет.
Есть вопросы и к кандидату от президентской Солидарности Вячеславу Соболеву, - его заподозрили в пособничестве боевикам в Донбассе и в родственных связях с экс-чиновником РФ. В 1997 году Соболев открыл торговую сеть Обжора, которая продолжает беспрепятственно работать в Донецке и, по данным журналистов, активно пропагандирует сепаратизм. Соболев эти заявления опроверг. Позже глава штаба Солидарности Игорь Кононенко сообщил, что информация журналистов была проверена и не подтвердилась - Соболев не сотрудничал с террористами. "Информация о том, что Соболев сейчас имеет отношение к сети магазинов Обжора, не отвечает действительности. В соответствии с документами, которые есть в нашем распоряжении, Соболев продал долю в этом бизнесе", - сказал Кононенко, добавив, что партия готова отбирать мандаты уже после избрания кандидатов депутатами.
33 сепаратиста
Пособники сепаратистов чувствуют себя вполне свободно, и в первую очередь потому, что украинская власть не дала Донбассу четко понять: за сотрудничество с боевиками последует жесткое и неотвратимое наказание. Фактически решения суда в СИЗО ожидает только бывший мэр Славянска Неля Штепа, которая, по данным следствия, весной прошлого года поддерживала захват государственных зданий в городе российскими боевиками. Ситуация доходит до абсурда: в сентябре советник главы Луганской областной военно-гражданской администрации Денис Денищенко сообщил, что трое из 12-ти членов так называемого совета министров ЛНР продолжают получать пенсии в Украине.
Сколько уголовных дел было открыто в отношении местных чиновников и народных депутатов за пособничество российским боевикам, проведенные референдумы об отделении от Украины и флаги фейковых республик над зданиями органов власти? С таким информационным запросом редакция ЛІГА.net обратилась в Службу безопасности Украины.
Согласно ответу Службы безопасности Украины, за полтора года было открыто только 21 уголовное производство в отношении 33-х чиновников местного уровня. По бывшим народным депутатам еще меньше - всего три.
"Это умышленный саботаж. Недоработка - это когда на месяц что-то прощелкал или забыл. А когда полтора года прошло... За полгода можно закончить любое производство. Извините, когда у нас по центру Киева ходят Антипов, Пристюк... Про Клинчаева вообще молчу. Человек строил русский мир с 2010 года, и в это время у него первое приобретение квартиры в Киеве. Представляете, сколько стоит квартира на Киквидзе? А у него три квартиры в Киеве", - прокомментировал ситуацию ЛІГА.net луганский блогер Сергей Иванов, хорошо знакомый с политическими раскладами в регионе.
Глава Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука в беседе с ЛІГА.net подтвердил, что проблема с привлечением к ответственности чиновников существует. "Проблема такая есть. И это не только госслужащих касается, а и учителей, директоров школ, предприятий. Такая проблема есть, и она очень непроста", - сказал он.
По его словам, довести дела до приговоров зачастую не удается, поскольку свидетели отказываются от показаний: "По моему мнению, государство делает недостаточно в этом направлении. Но надо иметь в виду, что открытое уголовное дело - это одно, а приговор - совсем другое. К сожалению, довольно часто бывает, что у следствия, кроме устных показаний, других доказательств нет. Мне жаловались сотрудники и СБУ, и прокуратуры, что очень часто во время судебных заседаний люди отказываются от данных предварительно устных показаний. Таким образом, у следствия просто нет фактического материала. Очень жаль, но это факт".
Тука считает, что к оценкам видеозаписей выступлений чиновников на митингах необходимо подходить взвешенно, поскольку многие из них никакого соучастия террористам не обеспечивали, и говорили под дулами автоматов. "Что касается видеозаписей - их, честно говоря, не так много, как нам сначала показалось. Все эти материалы передаются в СБУ, проводятся определенные экспертизы. Я как госслужащий не могу вмешиваться в этот процесс, и мне сложно комментировать действия юристов и экспертов. Но, например, если стоит местный чиновник, а рядом какой-то орк с автоматом, это еще не означает, что местный чиновник является сепаратистом или террористом. Под терроризмом и сепаратизмом имеются ввиду определенные призывы и действия. Если таких призывов от чиновников не слышно на этих видео - они не служат доказательствами", - пояснил он.
Комментируя участие кандидатов с сомнительной историей в местных выборах, Тука сказал: "С моральной точки зрения для меня как для гражданина Украины это неприемлемо. А как для государственного служащего - имеем то что имеем".