48 часов: фильм "Пятая власть", альбом Моби, роман "Рэкетир"
КИНО
"Пятая власть" (США), 124 мин.
Кто: Билл Кондон, режиссер, сценарист, открытый гей и борец с гомофобией. Наградами отмечены все перечисленные качества, включая и последнее - в 2005 году получил приз от организации GLAAD, присуждаемый лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам за выдающийся вклад в борьбе с гомофобией. Приложил руку к оскароносным экранизациям бродвейских мюзиклов - "Чикаго" и "Девушке мечты". В последние годы Кондона жарко обнимает и, кажется, любит фортуна. Именно ему выпал шанс снимать две части дико популярной "Сумеречной саги" по мотивам бестселлеров Стефани Майер. Обе картины сделали очень нестыдную кассу. Свежая работа режиссера не о сказочных вампирах, а об айтишниках. С ними в Голливуде тоже не пропадешь - как-никак, устойчивый тренд пятилетки.
Кому смотреть: сторонникам байопиков, снятых при жизни героя. На этот раз в зоне внимания Кондона - Джулиан Ассанж, основатель WikiLeaks. Начищенной до визуального блеска и причесанной на шпионский пробор. Поклонникам "Социальной сети" Дэвида Финчера. Ее эхо разносится по всем коридорам "Пятой власти".
Что: фильм, за работой над которым следил Джулиан Ассанж. Само собой, регулярно выносил мозг режиссеру и, в конце концов, объявил его работу "сплошной ложью". Не удивительно: в исполнении Бенедикта Камбербатча основатель WikiLeaks выглядит лживым злодеем с раздутым эго и нездоровой страстью к чужим тайнам. Что отнюдь не новость для человечества: оно неоднократно имело возможность сделать собственные выводы на этот счет. Поступки Ассанжа, его мемуары и книга заклятого друга Даниеля Домшайт-Берга - вполне достаточный набор исходников. Последним воспользовался Кондон, чтобы по ее мотивам сделать "Пятую власть" - драму об очередном антигерое нашего времени, который идеально вписывается в формат IT-драмы.
Домшайт-Берг (Даниэль Брюль) - вторая ключевая фигура как в истории с WikiLeaks, так и в сюжете "Пятой власти". Журналист и подельник Ассанжа - порядочный человек и интеллигент с моральными принципами. В общем, личность, не способная на большие дела. Настоящий герой, конечно, Ассанж. Со всеми своими пороками и паранойями он умудряется выглядеть обаятельно. И за это поклон Камбербатчу, видимо, отточившему навыки изображения сложных личностей на докторе Ватсоне в сериале "Шерлок".
Итак, герои встретились. WikiLeaks запущен. Мир взбудоражен. Конфликт между основателями ресурса заложен. Режиссеру остается его упростить, приукрасить, начинить шпионским драйвом и сбрызнуть героическим пафосом. И, конечно, сказать что-нибудь феноменальное по поводу "Системы". С которой ребята, само собой, борются. И которую, естественно, побеждают ради торжества справедливости. Разумеется, ценой личных отношений.
Зрители передают мысленные приветы "Социальной сети", "Хакерам" и "Джобсу: империи соблазна". С удовольствием отмечают, что Ассанж в курсе произведений Солженицына, Оруэлла, Махатмы Ганди и трендов в красках для волос. Экранный хакер выкрасил их в пепельный цвет, чтобы потом соврать человечеству о своей ранней седине. Выдуманная история с волосами, пожалуй, самая острая шпилька в сторону героя. Если, конечно, не считать упоминания о сексуальном скандале, который занимает несколько секунд в финальной сцене. Остальное как в жизни - броско, суетливо, бессмысленно и в итоге скучно.
МУЗЫКА
Innocents, CD
Кто: Моби, маленький лысый человек со взглядом инопланетянина. Один из первых людей в электронной музыке. На данном этапе отвечает за ambient, EDM и downtempo. Создал 11 альбомов, музыку из которых охотно растаскивают на саундтреки голливудские киноделы. Самая знаменитая экранная песня - Extreme ways, звучавшая в "Идентификации Борна".
Заядлый диджей с репутацией дискотечного моцарта. Способен завести танцпол даже под печальный синтезатор. В последние годы, видимо, уперся в потолок собственных возможностей. Переехал из Нью-Йорка в Калифорнию и объявил о возвращении к корням.
Кому слушать: всем у кого есть бессонная ночь, одиночество и пространство для наслаждения тем и другим. Музыка Моби - это глубокий домашний комфорт с видом на ночной мегаполис. Сквозь толстое стекло окна во всю стену, без которого немыслим дом в Лос-Анджелесе. На фоне усталости от клубной жизни, без которой немыслим Нью-Йорк.
Что: дюжина композиций с энергией тихого интимного счастья. Которое переполнило человека, только что сменившего пиджак со стразами и узконосые ботинки на тапочки и халат. Тапки, конечно, модные, из дорогой овечьей шерсти. Да и халат не из флиса, а из мягкой махры для согрева и тела, и души. Но ведь и Моби переехал не в техасскую глушь, а практически в Голливуд, где всегда есть место свежим битам и прогрессивному госпелу. На этих надежных и сто раз проверенных им основаниях музыкант позволил себе умиротворенный выдох.
С ним вместе выдыхает весьма голосистая команда, в других обстоятельствах способная взрывать динамики и утраивать саунд-бури. Инди-вокалист со знаменитым фальцетом Дэмиен Джурадо (Almost Home). Психоделический "панк-рокер на "колесах" Уэйн Койн (The Perfect Life). Марк Ланеган с голосом "колючим, как трехдневная щетина и гибким, как кожаный мокасин" (The Lonely Night). Джазовая пианистка, гитаристка и обладательница нежного сопрано Скайлар Грей (The Last Day). Cоул-певица с готическими наклонностями Cold Specks (A Case For Shame). И, наконец, сам Моби, на этот раз уделивший себе всего лишь одну полноценную вокальную партию - в финальной The Dogs.
Все эти и некоторые другие люди сделали музыку, немного напоминающую рыбу к ласковому мюзиклу. Воспринимать треки по отдельности нет смысла - все, что вы услышите, будет всего лишь напоминать молодого Моби с его эмбиентным синтезатором, вокальными сэмплами и приглашенными звездами для оживления тем. Чтобы расслышать самое интересное - мягкие перепады музыкального настроения, слаженную работу разных вокальных фактур, контраст между живым фортепиано и электроорганом, блестящие гитарные партии и тусклую ударную вышивку по индейскому этно - нужно выслушать "Невинных" от первого до последнего звука. Удовольствие гарантировано.
КНИГА
"Рэкетир", издательство АСТ, 384 стр.
Кто: Джон Гришэм, профессиональный американский писатель и не менее профессиональный юрист. Действующий адвокат и титулованный борец с несовершенствами законов. Именно эти несовершенства служат горючим для его литературной деятельности. В творческом портфолио - около трех десятков "юридических триллеров". Почти все - с лихим сюжетом, разоблачением паскудных лойеров и выведением на чистую воду секретных служб. Пять романов экранизированы в Голливуде. За детектив "Фирма", послуживший основой к одноименному фильму Поллака, фабрика грез отвалила Гришэму гонорар в $600 000. Права на свежий роман уже выкупили Fox 2000 и New Regency. Написание сценария поручено Фрэнку Болдуину, а проекту открыта зеленая улица.
Кому читать: всем, кто неравнодушен к сверхкомпетентным авторам. Гришэм из таких. Хорошо изученная бытовуха штатовских законников у него работает на сюжет. До наглости неправдоподобный, до разнузданности причудливый и полностью оправданный статьями из американской конституции.
Что: роман об идеальном преступнике. Которым, по Гришэму, может стать только тот, кто хорошо учился в юридической академии. Таких полстраны и полкниги, однако, далеко не все способны успешно водить за нос ФБР. Нужен талант, везение и железная мотивация. У идеального преступника этого добра хоть отбавляй. Вот и все, что можно о нем сказать, не начав беспардонно спойлить. Когда возникают догадки о том, что к чему в этой безумной истории, больше половины триллера уже позади.
В первой полусотне страниц книга прикидывается размеренным психологическим детективом. В федеральном лагере для заключенных мотает десятилетний срок Малкольм Баннистер. Чернокожий адвокат-неудачник поездил в кандалах и наручниках по тюрьмам и больше так не хочет. Он хочет на свободу, и судьба подбрасывает ему фантастический шанс. Баннистер знает имя убийцы федерального судьи - пятого в истории Америки, умершего насильственной смертью. По закону, он может помочь властям раскрыть преступление в обмен на свободу и программу по защите свидетелей.
Действие пускается в амфетаминовый галоп. Появляются разномастные наркодиллеры, ловкие фэбээровцы, сговорчивые красотки, кинодокументалисты с частными самолетами и сумасшедшие деньги. Герои любят наличные, меняют страны как перчатки и не теряют времени даже на сон. Они идут к цели, способной свести с ума кого угодно. Тем не менее, к финалу все приходят в трезвом уме и твердой памяти. Включая автора, которого знание законов не избавляет от буйной фантазии. В послесловии он признается, что все, кроме статей из Конституции, он выдумал. И это очень хорошая новость.
Книга предоставлена магазином "Читайка"